Ольга Куклина
Конспект урока для учащихся 4 класса «Леса России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Леса России
Цели урока : сформировать у обучающихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Формируемые УУД:
Предметные: формировать у учащихся представление о лесной зоне, знакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов. Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Публикация «Конспект урока для учащихся 4 класса „Леса России“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Познавательные: выделять и формулировать тему и цели урока; самостоятельно извлекать информацию; осознанно строить речевые высказывания в устной форме; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, доказывать, принимать или опровергать выводы.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, контролировать, корректировать и оценивать работу партнёра в паре и группе.
Регулятивные: принимать учебную задачу, действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Оборудование: компьютер, смарт-доска, карточки, учебники, цветные карандаши.
Ход урока.
1. Мотивационно - целевой урок
- Доброе утро всем! У нас сегодня гости, улыбнитесь им.
Проверьте готовность к уроку.
- Шагая по жизни, человек оставляет следы, выполненные дела. Они бывают и плохими и хорошими. Но я надеюсь, что в своей жизни вы оставите только хорошие, добрые следы. За парты садитесь, пора начинать.
- Результаты своих шагов вы будете записывать на листах самооценки. Найдите их на столах, познакомьтесь.
- Мы начинаем наш урок.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
-Покажите, что вы готовы помочь в работе своему соседу по парте.
- Итак, первый шаг нашего урока.
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, но мы не можем отправиться на прогулку, не приведя в систему знания, которыми обогатились на прошлых уроках.
Перед вами листочки, ответьте на вопросы. Если вы согласны с ответом, закрасьте кружочек зелёным цветом, если вы не согласны – красным цветом. (работают в парах). 2 человека работают с интерактивной доской. (Слайд 1)
-Проверка выполненного.
- Оцените, пожалуйста, на листе самооценки первый шаг своей деятельности.
1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
2. Природные условия тундры суровые: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
3. Летом поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см.
4. В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.
5. В тундре, как в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
7. Дикие северные олени обычно живут стадами.
8. В тундре добывают нефть и природный газ.
-Молодцы!
- (Слайд 2)
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский)
-Как вы думаете, в какую природную зону мы совершим путешествие?
-А почему вы так решили?
-Попытайтесь сформулировать тему урока, как она будет звучать? (Леса России).
-Как вы думаете, что мы будем изучать? Что вы хотите узнать? (О видах леса, о растениях и животных леса) (Слайд 3)
-А почему поэт говорит: «Здравствуй, лес! Дремучий лес!»?
-Что значит дремучий? (темный, страшный, как в сказках)
-А какие ещё бывают леса?
Какие появились у вас вопросы по теме урока? (Ставят задачи по теме урока)
-Проверим ваши предположения в течение урока.
-. Оцените на листе самооценки второй шаг деятельности
2. Ориентировочный этап.
- Если при изучении темы возникнут трудности, куда, к кому вы можете обратиться за помощью?
(К учителю, учебнику, интернету и т. д.)
3. Поисково – исследовательский этап. (Слайд 4)
- Следующий шаг деятельности
-Что такое лес? Как вы себе его представляете?
Итак, лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.
- Работа с картой (Слайд 5)
-Откройте с. 72 учебника и найдите карту природных зон. Как вы думаете, где на карте зона лесов? Каким цветом изображены леса?
-А почему три цвета зелёной краски?
-Затрудняетесь ответить? Нам поможет карточка №1.
(Объяснение работы в группах)
-Найдите на столе карточку №1, прочитайте текст, поделитесь информацией в группах (самостоятельное чтение)
№ 1
Южнее зоны тундры становится теплее. Здесь выпадает большое количество осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Это лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая. В зоне три части: самая большая – тайга, она обозначена тёмно – зелёным цветом. Смешанные леса – тоже зелёным цветом обозначены, но светлее и ещё одна часть – это широколиственные леса – светло – зелёным цветом.
-Кто сможет ответить на поставленные вопросы?
(Можно спрашивать любую группу, остальные добавляют информацию)
- Физкультминутка.
- А сейчас найдите информацию о лесе, у вас на столах есть карточки, найдите карточку под №2.
- Работа в группах по карточке № 2, 3, 4 (учитель объясняет как нужно отвечать)
№2
Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут ель, пихта, лиственница, кедровая сосна. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Плоды у них – шишки. Ели – долгожители. В еловом лесу темно и влажно.
№3
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нё м растут хвойные деревья и лиственные: берёзы, осины, ольхи. Зима здесь не очень холодная. У лиственных деревьев листья некрупные, их они на зиму сбрасывают.
№4
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (Слайд 6.
План ответа:
1) Карточка №2 – тайга (Слайды 7-8)
1. Что называют тайгой
2. Природные условия тайги
3. Что общего у всех растений тайги
4. Какие растения растут в тайге
2) Карточка №3 – смешанные леса (Слайды 9-10)
1. Расположение смешанных лесов
2. Природные условия в этих лесах
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
3) Карточка № 4 – широколиственные леса. (Слайды 11-12)
1. Расположение широколиственных лесов
2. Природные условия в этих лесах
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
-Оцените каждый свою работу в группах.
4. Практический этап. (работа по слайдам) (Слайды 13-16)
-Определите, какое это дерево, в каком лесу растёт?
-Запишите на листочке ответы, листочки у вас на столе, можете работать в парах или в группе, объясните, почему выбрали этот ответ.
Оцените каждый на своём листе самооценки шаг деятельности
5. Рефлексивно - оценочный этап.
(Если утверждение правильное, - хлопаем, если неправильное – топаем)
1. Тайга - хвойный лес
2. В широколиственном лесу растут берёзы, осины.
3. Лиственница – это лиственное дерево.
4. Плоды кедровой сосны распространяют птицы синицы.
5. Жёлуди являются плодами дуба.
6. Символом России является дерево дуб.
Оцените на листе самооценки этот шаг деятельности
- Д/ задание: Учебник с. 95 – 102, прочитать; (Слайд 17)
На «5» - р. т. с. 46 – 48; приготовить письменное сообщение о любом животном леса или презентацию;
На «4» - р. т. с. 46 – 49
- Подведём итог заполнения листа самооценки, поставить отметку за работу на уроке по предложенным критериям.
Кто получил отметку - «5»?
- «4»?
- «3»?
Я надеюсь, что вы оставили добрые следы.
- А как вы думаете, нам удалось реализовать задачи урока?
1)Какие леса образуют лесную зону?
2)Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?
3)На все ли вопросы вы получили ответы?