валентина некрасова
Конспект занятия «Удивительные стихи Д. Хармса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй половине дня
Образовательная область «Речевое развитие»
Тематический раздел «Чтение художественной литературы»
Тема «Удивительные стихи Д. Хармса»
Возрастная группа 6 -7 лет
Цель: продолжать знакомить детей с биографией и творчеством Даниила Хармса.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные стихи Д, Хармса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Программные задачи: прививать навыки стихосложения; концентрации внимания, осмысленного слушания, сотворчества; сопоставлять детали, оценивать характеры персонажей их действия и мотивы; развивать познавательную активность; расширять кругозор; пополнить словарный запас детей; посредством изобразительной деятельности передавать своё настроение от прочитанного; вызвать и поддерживать интерес к художественной литературе.
Материал и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, игрушечная кошка, воздушные шарики, смайлики с различными эмоциями.
Словарная работа: чудаковатый, гетры, псевдоним.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, подарим им своё хорошее настроение и познакомим их с поэтом и писателем Даниил Хармс.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о Данииле Хармсе? Говорят, что он был необычным человеком. В чем же проявлялось его необычность? (Жил в Ленинграде; в детстве любил пошалить; когда стал взрослым в любую погоду ходил в шляпе, с зонтиком и гетрах; у него была дома машина, которую он собрал сам из ненужных вещей, она ему очень нравилась, хотя он не знал, для чего она нужна; свои стихи подписывал псевдонимом)
- А что такое псевдоним (Вымышленное имя, используемое человеком в вместо настоящего).
- Кто помнит настоящую фамилию Даниила Хармса? (Даниил Иванович Ювачёв)
- Правильно, молодцы. Теперь я думаю, наши гости поняли, с кем мы с вами будем продолжать знакомиться.
- Помните стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Жил человек рассеянный»? Так вот, когда он его сочинял, он имел ввиду своего друга Даниила Хармса, а другой ленинградский поэт, Владимиров, написал про Хармса стихотворение «Чудаки». Очевидно, в нём было слишком много чудачеств для одного человека, поэтому в стихотворении он существует во множественном числе. Не смотря на все свои чудачества у поэта было много друзей. Сегодня мы попробуем из стихов Даниила Хармса составить его портрет.
Но для этого давайте немного разомнёмся и попробуем сочинить стихотворение. Я буду читать одну строчку целиком, а вы продолжите её, но так, чтобы было в рифму.
Воспитатель читает стихотворение, жестом призывая детей угадывать слова.
Я захотел устроить бал,
И всех гостей к себе…. (позвал)
Купил муки, купил творог.
Испёк рассыпчатый (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости (не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…. (отломил)
Когда же гости подошли,
То даже крошки (не нашли)
Воспитатель: Молодцы! Постарались. Какое, получилось стихотворение? (весёлое, смешное).
- А теперь, послушайте, какое стихотворение сочинил Даниил Хармс. Я буду читать, а вы старайтесь отбивать ритм – топая ногами, но не очень громко, сначала мальчики, потом девочки, а в конце все вместе.
Чтение стихотворения «Шёл по улице отряд»
Шёл по улице отряд,
Сорок мальчиков подряд
Раз, два, три, четыре
И четырежды четыре,
И четыре на четыре,
И ещё потом четыре
В переулке шёл отряд
Сорок девочек подряд
Раз, два, три, четыре.
И четырежды четыре
И четыре на четыре
И потом ещё четыре
Да как встретилися вдруг
Стало восемьдесят вдруг!
Раз, два, три, четыре
И четыре на четыре
На четырнадцать четыре.
А на площадь повернули,
А на площади стоит
Не компания, ни рота,
Не толпа, не батальон,
И не сорок, и не сотня,
А почти, что миллион!
Раз, два, три. четыре,
И четырежды четыре,
Сто четыре на четыре,
Полторасто на четыре
Двести тысяч на четыре
И потом ещё четыре!
Всё.
Воспитатель: Молодцы! Славно поиграли. Садитесь, успокойтесь, отдышитесь. Можно это стихотворение слушать спокойно, сидя на стуле?
- Скажите, как называется песня, под которую можно шагать? (марш)
- Правильно, марш.
- Что в марше главное (Ритм)
- Верно – ритм, а в этом стихотворении ритм такой чёткий, что музыки не надо.
- Как вы считаете, каким должен быть человек написавший такое стихотворение? (весёлым, жизнерадостным)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? Кто бы это мог быть? (Вносит игрушку-кошку с перевязанной лапой).
- Да это кошка, она поранила лапку. Как мы можем ей помочь? (Высказывания детей)
- А вот Даниил Хармс придумал шариками…. лечить кошку. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это шариками можно вылечить кошку.
Чтение и инсценировка стихотворения «Удивительная кошка»
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей чтобы вылечить кошкину лапу,
Волшебные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
Воспитатель: Как вы думаете, как чувствовала себя кошка, когда ей купили воздушные шарики?
- А что чувствовал поэт? (счастье, радость)
- Почему? (Потому, что помог кошке, вылечил её и подарил шарики)
- Как можно назвать такого человека? (счастливым).
- Покажите, какие эмоции у вас были в начале стихотворения? (Грусть, печаль, боль). Почему?
- А какие эмоции, у вас вызвало окончание стихотворения, покажите? (Радость, веселье, удивление). Почему?
- Как вы думаете, можно так вылечить настоящую живую кошку? (Ответы детей) Только вы, пожалуйста, не делайте так со своим котёнком. Ведь у Даниила Хармса не обычная кошка, а удивительная, придуманная поэтом.
Воспитатель: И с ещё одним стихотворением мне хотелось бы вас познакомить.
Чтение стихотворения «Я шёл зимою вдоль болота….»
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Hа металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.
И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!"
Воспитатель: Скажите, кого же увидел поэт?
- Что это за металлические крючки, на которых можно бегать по реке?
- А что это за странные дощечки?
- А кто этот странный человек?
- Покажите, как катаются на лыжах, на коньках.
- Как вы думаете, почему Даниил Хармс не узнал ни коньки, ни лыжи? Может он, их никогда не видел
- Я тоже думаю, что видел, но в этот момент он наверно о чём-то задумался и поэтому коньки ему показались непонятными крючками и дощечками.
- А как, вы думаете, о чём мог задуматься поэт? (Предположения детей)
- Каким, в этом стихотворении представляется Даниил Хармс? (Задумчивый, мечтательным).
- Заканчивая наше сегодняшнее знакомство с поэтом давайте ещё раз вспомним каким же он был. (весёлым, жизнерадостным, счастливым, мечтательным, задумчивым, чудаковатым)
- А теперь я предлагаю вам сесть за столы и попробовать нарисовать, своё настроение после прослушивание стихов Даниила Харм