Людмила Салова
Конспект ученой поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе с ОВЗ «Свойства магнита»
Познавательно-исследовательская деятельность
подготовительная группа для детей с ОВЗ
Воспитатель: Салова Л. С.
Тема: «Свойства магнита через социо-игровые технологии"»
Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе знакомства со свойствами магнита
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей представления о свойствах магнита (притягивание металлических предметов. Сила магнита действует через другие материалы (картон, дерево, ткань).
Публикация «Конспект ученой поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе с ОВЗ „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Учить определять полюса магнита.
- Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
- Формировать словарь посредством новых слов: магнетизм, полюса, магнитное поле.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи у воспитанников.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Оборудование и материалы:
Магниты различной формы и разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с горохом, карточки - схемы каждому ребёнку; ключ металлический, шнурок, банка с водой; компас, миска с водой, иголка, лист бумаги круглой формы,
Воспитатель:Ребята, сегодня хотела рассказать вам легенду: «В давние времена жил – был Иван- мастер. Иван мастерил шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: «Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. «Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: «А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: «Что за диво, старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: «Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот как этот камень. Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»
Воспитатель: И так, как вы думаете, о каком «волшебном» камне идёт речь?
Ответы детей. Это не «волшебный» камень, а обыкновенный магнит. Он притягивает к себе предметы.
Давайте сейчас проверим ваши ответы. У каждого из вас есть все необходимое для опыта (набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).
(Дети самостоятельно проводят эксперимент).
Воспитатель: И так, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?
(Дети перечисляют предметы). Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?
Ответы детей
(Да! Нет)
Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?
Ответы детей.
Давайте сейчас проведем эксперимент и узнаем какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются.
Вывод после эксперимента: «Если полюса разные, то они притягиваются, если одинаковые – отталкиваются».
Свойство притягивать к себе предметы называется «Магнетизм» от слова магнит, а предметы магнетическими.
Ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды. У вас на столах лежат фишки перевернутые,красные и синие,возьмите и узнаете в какой команде вы. (дети делятся на две команды).
А теперь задание для команд. У каждой команды на столе стикеры, у одной команды красные, у другой синие. У каждой команды будет пять минут найти в группе предметы, которые магнитятся и прикрепить к ним стикер. У кого больше будет стикеров, та команда победила.
Задание для первой команды: На доске появляется мальчик: «Мой любимый сказочный герой Буратино. Я люблю придумывать сказки. В моей сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок, и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?
(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой)
Воспитатель: Что ж, ребята, стоит попробовать.
Воспитатель предлагает проделать этот эксперимент. Им удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка.
Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!
Задание для второй команды: Воспитатель:
«Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в горох скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)
Ответы детей: Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с горохом и скрепки притянутся к магниту.
Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!
Физкультминутка. С мячом? Притянет,не притянет.
Одной команде задание «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). У каждого или надо выбрать членов команды кто будет делать задание? Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Дети - магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.
Второй команде задание. А сейчас поиграем в игру «Волшебный лабиринт». У всех вас есть деревянные дощечки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести металлическую монетку с помощью магнита, через картон. Для этого монетку положите сверху дощечки, на дорожку, а снизу, магнитом ее поймайте. Нужно двигать монетку с помощью магнита аккуратно, не сходить с намеченного пути.
Обсуждаем и делаем выводы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты?
Дети: Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты, магниты для удержания картинок,
Ребята, наше время подходит к концу.
Скажите, что нового вы узнали о магните? Какими свойствами обладает магнит?Действует ли магнит через другие материалы?
Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните.