Дарья Гликина
Конспект творческой мастерской «Загадки и отгадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект творческой мастерской «Загадки и отгадки».
Образовательные области. Познавательное развитие, речевое развитие.
Программные задачи.
Учить детей применять при разгадывании загадок, знания о природных объектах и предметах рукотворного мира, об их свойствах и качествах.
Учить составлять загадки разного типа (загадки-описания, загадки пантомимы.)
Материалы. Карточки для игр «Выбери отгадку», «Кто я отгадай», предметы для игры «Волшебный сундучок».
Мотивационно-ориентировочный этап.
Публикация «Конспект творческой мастерской „Загадки и отгадки“» размещена в разделах
Педагог показывает детям сундучок (коробка с крышкой), предлагает догадаться, что находится внутри. Чтобы получить подсказку, дети могут задать 5 вопросов. Педагог предлагает подсказку.
Их любят взрослые и дети,
В них есть всё, что есть на свете.
Что в них прячется, узнаешь
Лишь когда их разгадаешь!
Педагог обращается к детям, что в сундуке собраны самые разные загадки. Все отгадки, спрятанные в них, могут рассказать о себе. Главное- научиться находить подсказки, которые есть в каждой загадке.
Педагог. Хотите научиться разгадывать любые загадки?
Положительный ответ детей определяет цель их дальнейшей работы: научиться разгадывать загадки.
Задачу предстоящей работы, можно сформулировать так: выяснить, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе, научиться искать спрятанную в загадке отгадку.
Практический этап.
Формирование умения анализировать текст загадки, стоит начинать с наиболее знакомых детям загадок-описаний. Для начала оптимально использовать загадки, характеризующие только признаки или только действия отгадки. Миниатюры, используемые на начальном этапе обучения, не должны содержать сравнения, метафоры, слова в переносном значении, многозначные слова, идиомы не должны иметь множество отгадок.
Дидактическая игра «Выбери отгадку»
Задание. Выбрать подходящий по описанию объект, пояснить, какие признаки, (действия) отгадки представлены в загадке. При знакомстве с игрой нужно подбирать предметы и изображения, значительно отличающиеся друг от друга по описанию, чтобы дети могли легко выбрать подходящий предмет. Задача педагога состоит в том, чтобы дети поняли принцип анализа текста. По мере освоения детьми данной формы работы задание усложняется; комплект длинное карточек к данной загадке составляется из изображений предметов, во многом похожих, имеющих схожие с отгадкой черты (цвет, форму, составленные элементы, качества, действия). Лишь один рисунок, полностью отвечает описанию. Работу над любой загадкой можно индивидуализировать предлагая каждому ребенку набор карточек, соответствующий его потенциалу. Также важно предоставлять детям возможность давать ответ без опоры на карточки.
Примеры загадок.
Снаружи твердый, зеленый, полосатый
Внутри мягкий, сочный, красный (арбуз).
Невелика, рыжевата
Хвостик длинный и косматый,
На деревьях живет
И орешки грызет (Белка).
Во дворе поставлен дом
На цепи хозяин в нем. (Собака и собачья будка).
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Вот свернулся он в клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами (Ёж).
Зверь летает над лесами
С очень чуткими ушами.
Днем он спит, вниз головой.
Что за странный зверь такой? (Летучая мышь).
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед
А зимой сосет он лапу. (Медведь).
Педагог предлагает детям рассказать, как они искали отгадку. Обобщая высказывания, получаем один из вариантов ответа на поставленный вначале работы мастерской вопрос: чтобы разгадать загадку, нужно выбрать предмет (существо, качества (длействия) которые в нем представлены.
Образное упражнение
«Кто я, угадай».
Педагог сообщает детям, что в сундучке есть задания, по которым дети сами смогут придумать загадки. Только эти загадки нужно будет не рассказать, а показать.
Задание. Дети объединяются в команды, по 3-4 человека, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображаемых на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов. Членам загадывающей загадку-команды нужно назвать категорию, к которой относится отгадка. Например, «Животные леса», «Насекомые», «Чайная посуда». Представители отгадывающих команд могут задавать наводящие вопросы, «превращаться» в загаданные объекты и двигаться вместе с водящими, стараясь найти отгадку.
По мере освоения данной формы работы детям задания усложняются, могут предлагаться изображения, передача которых предполагает показ целого этюда. Например: «на ветку дерева села птица», «внезапно пошел дождь», «медведь нашел малину».
По итогам игры, организуется обсуждение: как в придуманных и представленных детьми загадках отгадки «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать. Педагог знакомит детей с понятием «пантомима», обращает их внимание на то, что можно разговаривать и понимать друг друга без слов.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок».
Педагог сообщает детям, что в сундучке остались загадки, предлагает подумать, как можно узнать, что в нем находится не заглядывая в него? Выслушав предположения детей, педагог предлагает задание: по очереди подойти к сундучку, детям нужно ощущать предмет определить и как можно подробнее описать его, не называя.
При знакомстве с игрой стоит использовать заведомо знакомые детям игрушки. Педагог стимулирует играющих задавать вопросы о форме, размере, качествах поверхности, материале, из которого сделаны предметы, подводит детей к выводу о том, что не все характеристики объекта можно определить при помощи пальцев.
По итогам игры педагог предлагает рассказать как получились загадки, как дети составляли их, разгадывали. В ходе беседы возникает ещё один вариант ответа на поставленный в начале работы вопрос: чтобы составить загадку, нужно выявить и описать свойства предмета, а чтобы её разгадать, нужно представить себе предмет, обладающий заданными свойствами.
Рефлексивно- оценочный этап.
Организуется коллективный рассказ о том, как можно разгадать загадку. Каждому ребенку, предлагается выбрать загадку, которая понравилась ему больше всех.
Последующая работа.
1. Организуется применение освоенных детьми ранее знаний, для разгадывания загадок по взаимосвязь, черты сходства и различия между природными объектами. Загадки создают необходимый эмоциональный настрой, приносят детям радость.
2. Организуется ознакомление детей с другими способами разгадывания простейших загадок, с приемами анализа текста, содержащего сравнения, метафоры, слова в переносном значении, многозначные слова, идиомы. Так же организуется работа с загадками, отражающими изменения объекта во времени и загадки со множеством отгадок.
3. организуется составление детьми загадок различного типа.