Анжела Богданова
Консультация «Терапевтические сказки. Как их сочинять»
▼ Скачать + Заказать документы
Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.
Сказка – безопасное пространство. Тут можно дать себе волю и нафантазировать такого, чего сознательный ребёнок в жизни себе не позволит. Впрочем, как и сознательный взрослый. Поэтому сказки и со взрослыми работают.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
Герой терапевтической сказки должен быть похож на того, для кого она пишется. Отождествляя себя с главным героем, ребёнок принимает чувства и опыт, который передаются в сказке, а значит переносит их и в реальную жизнь.
Это помогает:
бороться со страхами (ведь в сказки мы их успешно перебороли,
найти выход из травмирующей ситуации (в сказке выход есть и результат позитивный,
понять то, что неясно в жизни (в сказке все объяснено).
Слова сказки – это помощники и друзья, а не нудные нотации и строгие указания родителей. Поэтому и принимаются ребёнком совершенно без сопротивления, даже когда чадо в глубоком кризисе отрицания.
Как сочинять?
Лучше, конечно, доверить эту работу сказкотерапевту. Просто потому, что это детские психологи, которые знают, где искать причину проблемы.
Родители же могут пользоваться сказками в ежедневных вопросах. Алгоритм прост:
– Жили - были… Начало нашей сказки и представление героев. Помните, что герой обладает чертами вашего ребенка.
– И вот однажды… Плавно переходим к проблеме.
– Из-за этого… Тут вы сгущаете краски, описываете неудобства и неприятности из-за проблемы, о которой сказка.
– И тогда… Герой совершает какой-то поступок и решает проблему. Можно ввести помощников.
– С тех пор… Рассказываете, как прекрасно стал жить герой без этой проблемы.
Не бойтесь и не стесняйтесь своего ребёнка, когда придумываете сказки. Дети – самые благодарные слушатели. Сын или дочь с удовольствием помогут вам рассказать нужную сказку. А вы в процессе узнаете много интересного о своих детях.
Рассказывая о герое сказки, ребёнок даёт волю своим переживаниям и открывает то, чем не всегда может поделиться с родителями.
Сказки приносят пользу и родителям. Мы часто забываем о том, что чувствуют дети. Забываем, как важны и глобальны могут быть проблемы, мелкие с нашей точки зрения. Забываем, что под кроватью на самом деле может жить чудовище – страшное и опасное. Когда же мама начинает придумывать сказку, она просто вынуждена посмотреть на ситуацию глазами ребёнка. А значит понять его лучше, проникнуться чувствами и переживаниями.
Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребёнком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить ещё в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т. д.
…Терапевтическая, «лечебная» сила появляется в сказке, когда сказка либо предлагается в особое время, при особых обстоятельствах, либо обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задаёт вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно «уместность» и углубление в сказку и делают её терапевтической.
В сказочных историях можно выделить четыре группы проблем:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр., возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни — все в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребёнка,— тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу — и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.