Вера Гаврилова
Конспект урока по литературе для 7 класса «Максим Горький. Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Максим Горький «Детство»
Цель: изучить главы из повести «Детство»
Знать: биографию Горького (частично)
Понимать: мотивы поведения героя, особенности формирования характера
План урока:
1. Организационный момент - 10 сек.
2. Сообщение темы урока – 10 сек.
3. Рассказ об авторе – 5 мин.
4. Аналитическое чтение - 32 мин.
5. Итог урока – 5 мин.
6. Вывод – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.
Публикация «Конспект урока по литературе для 7 класса „Максим Горький, Детство“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по литературе.
2. Сообщение темы урока.
Мы начинаем разговор про Максима Горького – первого из больших русских писателей, у которого псевдоним победил фамилию.
(слайд1)
3. Рассказ об авторе.
Алексей Максимович Пешков, известный лишь близким людям, подписывающий собственным именем лишь документы, для всего мира был Максимом Горьким, писателем, слава которого временами превосходила известность всех русских классиков 19 века.
Семья и среда, из которой вышел Алексей Пешков, мало заботилась о прошлом, о сохранении семейных архивов и даже преданий. Память в этой среде не распространялась дальше дедов. Вот и первая фотография писателя была сделала лишь в девятнадцатилетнем возрасте.
(слайд2)
Алексей Максимович Пешков родился 16 марта 1868 года в нижегородской мещанской семье.
Что такое мещанская семья? Как вы понимаете это?
Люди, входящие в мещанское сословие, состоявшее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников.
Среди его родственников были разные, иногда довольно состоятельные, мастеровые: столяр-краснодеревщик, красильщик, обойщик.
Столяр-краснодеревщик делает из ценной породы дерева прекрасную мебель.
Красильщик – рабочий по красильному делу.
Обойщик – мастер, специалист по обивки мебели.
Отец в конце недолгой жизни получил должность управляющего пароходной конторой, но семья не успела воспользоваться благами нового положения. Максим Пешков вскоре умер от холеры, заразившись от сына. Горькому на тот момент было три года.
После такого тяжёлого события, после смерти отца, вместе с мамой и бабушкой, изумительно доброй и самоотверженной старухой, о которой Горький всю жизнь будет вспоминать с чувством любви и уважения, маленький Алёша Пешков поехал к деду своему, в Нижний Новгород.
Вскоре умерла и мать писателя, которая так и не смогла простить ребёнку смерти мужа, и Алёша остался круглым сиротой. Тогда ему было 11 лет.
Через несколько дней после смерти матери, скупой и равнодушный дед сказал: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»
Как вы понимаете эти слова? Что сделал дед?
Это значит уйти из родного дома на заработки. Дед выгнал Горького.
Он был отправлен в люди как тысячи других детей из бедняцких семей.
Где только не работал Алексей Пешков, кем только не был! Поработал в магазине обуви. Сбежал оттуда и поступил в ученики к чертёжнику, опять сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход, в поварята, затем в помощники садовника.
В этих занятиях прожил Горький до 15 лет.
В годы первых скитаний в главных чертах сформировался его характер. Решающее событие (Горький будет вспоминать его не однократно) произошло во время службы поварёнком на пароходе.
Там он познакомился с Михаилом Антоновым Смурым, человеком сказочной физической силы, который был грубым, очень начитанным. Он привил Горькому интерес к чтению книг.
(слайд3)
«Ну, прощай! Читай книги – это самое лучшее!» - говорит ему повар.
В русской культуре, наверное, не было более неистового читателя и почитателя книг.
«Книга для меня – чудо», - скажет Горький уже в конце жизни.
Книги заменили ему домашнее образование и гувернёров, гимназию и университет. В отличии от Льва Николаевича Толстого, Горький образовывался без чьей либо помощи и все свои знания почерпал из книг.
Все, кто общался с писателем, дружно отмечали его фантастическую начитанность и особое отношение к литературному творчеству.
Писатель относился к такому типу людей, которые сделали себя сами.
Как вы понимаете эти слова?
Человек, который добился всего сам, своим трудом.
Впечатлений, накопленных за годы скитаний, Горькому хватило на всю жизнь.
4. Аналитическое чтение.
И так, мы приступаем к чтению трилогии Максима Горького.
Что такое трилогия?
При изучении какого автора уже упоминалось это слово?
Трилогией называют три произведения автора, связанные одним замыслом.
Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».
Горький написал трилогию, в которой название первой книги совпадает с названием книги Толстого – «Детство». Только «Отрочество» у Горького называется «В людях», а «Юность» - «Университеты».
ГЛАВА 1
Откройте ученик, пожалуйста. В нём главы из повести представлены в сокращении, поэтому начало расскажу вам я.
История маленького мальчика Алёши Пешкова начинается с мрачного события - у него умирает отец.
Заметьте, ребята, что героя зовут так же, как и писателя. Это не случайно. Ведь повесть автобиографичная.
Алёша Пешков видит отчаяние своей матери, её горе от потери мужа. У него умирает маленький братик. Эти смерти не укладываются в сознании ребёнка. Всё навалилось на него сразу и ему тяжело. И такое положение семьи вынуждает мать, Алёшу и бабушку покинуть место, в котором они жили, и переехать в дедовский дом, в дом, откуда когда-то выгнали мать Алёши.
В учебнике повествование начинается с поездки Алёши до Нижнего Новгорода.
Не случайно в такие эмоциональные переживания у мальчика на первый план выходит бабушка.
Давайте посмотрим отрывок и проанализируем, какой же предстаёт бабушка в фильме, а какая она в тексте повести.
(слайд4)
Какой образ бабушки сложился? Что подчёркивает автор? Какие особенности вы видите?
Найдите описание в тексте.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.
Как понимаете слова «бескорыстная любовь»?
Какое первое впечатление сложилось от семьи Кашириных и их дома?
И взрослые и дети — все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась.
Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство.
Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах.
Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:
— Сандал — фуксин — купорос.
Кто особенно не понравился Алёше? Почему?
Обратите внимание на описание двора. Множество слов нам говорит о том, что дом, в который приехал мальчик, плох, некрасив и неприятен. Найдите слова в тексте.
ГЛАВА 2
Во второй главе перед нами предстаёт описание жизни в семье Кашириных.
Давайте прочитаем, как же протекает эта жизнь.
Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени».
Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, — да и по сей день живет, — простой русский человек.
Почему же жизнь вспоминается как сказка? Да ещё и суровая?
Что значит жестокость? Туман взаимной вражды?
Почему семью называют племенем?
Давайте узнаем, в чём проявлялась эта жестокость.
Обратите внимание на поведение бабушки, матери, дядьёв.
Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда ее братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они тоже давно и жестоко спорили друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому — за Окой, в слободе Кунавине.
Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко — петухом — закричал:
— По миру пущу!
Болезненно искривив лицо, бабушка говорила:
— Отдай им всё, отец, — спокойней тебе будет, отдай!
— Цьщ, потатчица! — кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно.
Мать встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною.
Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь.
Заплакали дети, отчаянно закричала беременная тетка Наталья; моя мать потащила ее куда-то, взяв в охапку; веселая рябая нянька Евгенья выгоняла из кухни детей; падали стулья; молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила, а мастер Григорий Иванович, плешивый, бородатый человек в темных очках, спокойно связывал руки дяди полотенцем.
Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно вскрикивал:
— Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и.
Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжелым голосом:
— Окаянные, дикое племя, опомнитесь!
Дед, натягивая на плечо изорванную рубаху, кричал ей:
— Что, ведьма, народила зверья?
Когда дядя Яков ушел, бабушка сунулась в угол, потрясающе воя:
— Пресвятая мати божия, верни разум детям моим!
Жуткая сцена, не правда ли?
О чём говорит поведение матери? Почему она отвернулась?
А почему дядья затеяли драку?
Как же реагирует бабушка?
Обратите внимание на обилие слов, которые показывают всю суть этого «неумного племени», этого животного отношения друг к другу:
выть, рычать, скаля зубы, как собаки, петухом закричал, сцепился, хрипя, охая, ругаясь…
Какая реакция у нашего героя?
Он в жутком изумлении от происходящего, ведь в его семье такое поведение было не приемлемо. Это же дико!
А в доме деда является нормой.
Как же складываются отношения Алёши с дедом? Найдите в тексте.
Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
Всегда ли дед предстаёт в таком нехорошем, негативном виде? Давайте узнаем.
В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили в кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, — в этот опасный час дед садился против меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.
Нет, иногда дед был не такой, как всегда. Представал в разном виде. Был иной.
Как он общался с Алёшей? Какой главный приём в воспитании был любим дедом?
Однажды дед спросил:
— Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?
Тетка тихонько сказала:
— У него память плохая.
Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.
— А коли так, — высечь надо!
И снова спросил меня:
— Тебя отец сек?
Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:
— Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.
— Это почему же?
— Говорил, битьем не выучишь.
— Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! — сердито и четко проговорил дед.
Меня обидели его слова. Он заметил это.
— Ты что губы надул? Ишь ты.
И, погладив серебристо-рыжие волосы на голове, он прибавил:
— А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.
— Как это пороть? — спросил я.
Все засмеялись, а дед сказал:
— Погоди, увидишь.
Дед наказывал детей поркой, битьём.
Понимает ли Алёша о чём идёт речь?
Нет. А почему не понимает?
Потому что в семье было не принято бить.
Но Алёша тоже был наказан. Что же могло произойти?
До субботы я тоже успел провиниться.
Меня очень занимало, как ловко взрослые изменяют цвета материй: берут желтую, мочат ее в черной воде, и материя делается густо-синей — «кубовой»; полощут серое в рыжей воде, и оно становится красноватым — «бордо». Просто, а — непонятно.
Мне захотелось самому окрасить что-нибудь, и я сказал об этом Саше Яковову, серьезному мальчику; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить.
Узнав, что я желаю заняться ремеслом красильщика, он посоветовал мне взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить ее в синий цвет.
— Белое всего легче красится, уж я знаю! — сказал он очень серьезно.
Я вытащил тяжелую скатерть, выбежал с нею на двор, но когда опустил край ее в чан с «кубовой», на меня налетел откуда-то Цыганок, вырвал скатерть и, отжимая ее широкими лапами, крикнул брату, следившему из сеней за моею работой:
— Зови бабушку скорее!
И, зловеще качая черной лохматой головою, сказал мне:
— Ну, и попадет же тебе за это!
Прибежала бабушка, заохала, даже заплакала, смешно ругая меня:
— Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!
Потом стала уговаривать Цыганка:
— Уж ты, Ваня, не сказывай дедушке-то! Уж я спрячу дело; авось обойдется как-нибудь.
Ванька озабоченно говорил, вытирая мокрые руки разноцветным передником:
— Мне что? Я не скажу; глядите, Сашутка не наябедничал бы!
— Я ему семишник дам, — сказала бабушка, уводя меня в дом.
Перед нами предстаёт ещё одна страшная сцена, которая потрясла мальчика и привяла его к тяжёлому состоянию.
(слайд5)
Что поразило мальчика?
Ссора мамы с бабушкой.
Жестокость деда, но и мягкость его.
Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон.
Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой.
Прежде всего меня очень поразила ссора бабушки с матерью: в тесноте комнаты бабушка, черная и большая, лезла на мать, заталкивая ее в угол, к образам, и шипела:
— Ты что не отняла его, а?
— Испугалась я.
Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка, сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лед, рукою:
— Здравствуй, сударь. Да ты ответь, не сердись. Ну, что ли?.
Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться. Он казался еще более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. Вынув из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма, он положил всё это на подушку, к носу моему.
— Вот, видишь, я тебе гостинца принес!
Нагнувшись, поцеловал меня в лоб; потом заговорил, тихо поглаживая голову мою маленькой жесткой рукою, окрашенной в желтый цвет, особенно заметный на кривых, птичьих ногтях.
— Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям.
Привалившись ко мне сухим, складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.
Дед пришёл мириться к Алёше. И что выходит? Прощает его наш герой?
Он видит, что у деда есть и хорошее, и плохое, и так в каждом человеке. Горький хочет показать нам, как ребёнок постигает этот мир, как учится видеть неоднозначность мира и людей в нём. И как пытливый человек может видеть разное в одном, понимать всё и стараться оставаться добрым, не злым.
Кто, кроме деда, так же часто посещал Алёшу во время его болезненного состояния?
Бабушка и Цыганок.
Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Как мальчик относиться к Цыганку?
С любовью.
Я сказал ему, что очень люблю его, — он незабвенно просто ответил:
— Так ведь и я тебя тоже люблю, — за то и боль принял, за любовь! Али я стал бы за другого за кого? Наплевать мне.
ГЛАВА 3
Как же к этому интересному человеку, Цыганку, Ивану-Царевичу и Ивану-дурачку относились остальные герои повести? Как к нему относились дед с бабушкой? Как дядья?
Чтобы лучше узнать Цыганка, давайте посмотрим один из ярких эпизодов в фильме и соотнесём его с текстом.
(слайд6)
Какие ощущения от музыки Якова?
Прочитайте в тексте. Скажите сами.
Как танцевал Иван? Найдите в тексте.
Как танцевала бабушка?
Вот такой был Иван. Но жизнь его была короткой. Как думаете, что могло произойти?
Вскоре он погиб.
Случилось это так: на дворе, у ворот, лежал, прислонен к забору, большой дубовый крест с толстым суковатым комлем. Лежал он давно. Я заметил его в первые же дни жизни в доме, — тогда он был новее и желтей, но за осень сильно почернел под дождями. От него горько пахло мореным дубом, и был он на тесном, грязном дворе лишний.
Его купил дядя Яков, чтоб поставить над могилою своей жены, и дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее.
Этот день наступил в субботу, в начале зимы; было морозно и ветрено, с крыш сыпался снег. Все из дома вышли на двор, дед и бабушка с тремя внучатами еще раньше уехали на кладбище служить панихиду; меня оставили дома в наказание за какие-то грехи.
Дядья, в одинаковых черных полушубках, приподняли крест с земли и встали под крылья; Григорий и какой-то чужой человек, с трудом подняв тяжелый комель, положили его на широкое плечо Цыганка; он пошатнулся, расставил ноги.
— Не сдюжишь? — спросил Григорий.
— Не знаю. Тяжело будто.
Дядя Михаил сердито закричал:
— Отворяй ворота, слепой чёрт!
А дядя Яков сказал:
— Стыдись, Ванька, мы оба жиже тебя!
Но Григорий, распахивая ворота, строго посоветовал Ивану:
— Гляди же, не перемогайся! Пошли с богом!
— Плешивая дура! — крикнул дядя Михаил с улицы.
Что и кто погубили Ивана? Почему?
Вот на такой грустной ноте заканчивается третья глава повести.
5. Итог урока.
Подводя итог нашего урока, что вы можете сказать о жизни Алёши Пешкова? Какой наш герой?
Алёша сильный. Прошёл через много испытаний и приобрёл жизненный опыт, извлёк для себя уроки нравственности. Несмотря на то, что он привык к другой, к благополучной жизни, где не били, где царили взаимопонимание и доброта, а попав в жестокую среду, он не озлобился сам, он научился прощать, замечать доброе и хорошее.
А самое важное – это чтобы дети и взрослые не теряли связи друг с другом.
Ведь все мы родом из детства.
6. Домашнее задание.
Подробный пересказ любого эпизода на выбор и чтение повести дальше.