Алла Андреевна Хижняк
Конспект специально организованной деятельности на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Алла Андреевна Хижняк
Конспект специально-организованной деятельности на тему:«Осень»
Тема: «Осень»
Цель: уточнить знания детей о жизни природы осенью; дать представление о взаимосвязи жизни растительного, животного мира, человека с временем года; подвести детей к выводу, что осенью все трудятся, готовятся к зиме.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А. Толстого:
Публикация «Конспект специально организованной деятельности на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
А. толстой: |
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. |
Затем он предлагает детям догадаться, о каком времени года рассказывает поэт.
— Как вы догадались?
— Дети, мы с вами знаем, что осень бывает разная. Попробуйте угадать, о какой осени эта загадка:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Золотая осень)
— А вот другая:
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
(Поздняя осень)
— Правильно, бывает золотая осень — пестрая, солнечная, ра-достная, А бывает поздняя — мрачная, дождливая, грустная. И сейчас мне вспомнилось стихотворение А. Фета «Осенняя роза». Кто нам его прочитает?
(Вызывает 3 детей, которые читают по одному четверостишию)
— А теперь давайте поговорим о зверях нашего леса. Каково им осенью? Помогут нам картинки, которые лежат на ваших столах. Сначала спросим лесных зверей, как им живется в это время года? Подойдите ко мне те, у кого на столах лежат картинки с изображениями животных нашего леса. Возьмите картинки.
— Расскажи нам, белочка (обращается к ребенку, который держит картинку с изображением белочки), где живешь ты в лесу? Чем питаешься? А разве сейчас в лесу есть орехи, ягоды, грибы? Ведь стоит поздняя осень. Конечно же нет сейчас в лесу ни ягод, ни грибов, ни орехов. Где же белки берут еду?
- Да, белки хорошие хозяйки. Они всю осень трудились и сделали большие запасы. Зимой будет что есть самим и чем кормить своих деток. А как называют детенышей белки?
- А теперь послушаем медведя. Скажи-ка нам, медведь-батюшка, что ты любишь есть? А сейчас чем питаешься? Как к зиме готовишься? Как называют твоих детенышей?
-А это зайчик. Мы и у него спросим о жизни осенью. Задайте ему вопросы.
Дети самостоятельно формулируют и задают вопросы:
Что зайка любит есть?
Чем сейчас питается? Где добывает еду?
Где его дом?
Кого он боится, ведь зайцев называют трусишками?
Как зовут его детенышей?
Как заяц спасается от волков, лис, охотников? (Меняет окраску, быстро бегает, путает
след.)
- Мы с вами знаем стихотворение А. Блока, которое, так и называется — «Зайчик». Кому хочется прочитать его? (Чтение стихотворения: 3 ребенка по одному четверостишию)
- А теперь спросим лисицу: каково ей сейчас; как она к зиме готовится; как зовут ее детенышей; где живет; чем питается?
- Дети, каких еще животных нашего леса вы знаете? О том, как они проводят осень, я расскажу вам в другой раз.
- А сейчас давайте поинтересуемся, каково осенью другим обитателям леса, например, насекомым.
Оглашаются дети с карточками: «жук», «муравей», «кузнечик», воспитатель предлагает назвать изображенное на картинках, рассказывает, как насекомые готовятся к зиме.
- А сейчас пора вспомнить о птицах. Как вы думаете, какую пользу они приносят? Есть такие вредные насекомые, которые губят деревья кустарники, траву. От них деревья болеют и погибают. Этих вредных насекомых птицы уничтожают — они их едят. И получается, что птицы спасают деревья, лес, чем помогают и животным, и человеку.
- Чем еще птицы питаются? (Семенами, червячками, крошками). Многие птицы осенью улетают в теплые края. Почему? А те, которые остаются, могут жить и в холоде. Правда, им бывает трудно, и люди птицам помогают. Как?
- Мы с вами вспомнили о том, что происходит осенью в лесу. А теперь заглянем в деревеньку. Что делают люди осенью? Только сначала поиграем в русскую народную игру «У дедушки Трифона». У дедушки Трифона не только сыновей много, у него и животные живут. Послушайте загадки. Те, у кого на картинке есть отгадка, подходите ко мне и картинку захватите с собой.
Голодная мычит,
Сытая жует.
Всем ребятам
Молоко дает.
(Корова)
Я копытами стучу, стучу
Я скачу, скачу,
Грива вьется на ветру.
(Лошадь)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Коза)
По горам,
По долам
Ходит шуба
Да кафтан.
(Овца)
- Почему этих животных называют домашними?
- Что вам хочется спросить у домашних животных? (Чем питаетесь? Какую приносите 'пользу? Как называют ваших детенышей? Где вы живете? Кто построил для вас жилье)
- Осенью нет травы, она вся пожухла. А откуда берется сено зимой? Овес? Об этом позаботился человек. Позаботился хозяин и о домашней птице. Каких домашних птиц вы знаете?
- Вот сколько у хозяина забот: всем жилье построить, всем пищу заготовить. А еще надо собрать урожай. Как вы думаете, какие овощи выращивают? Они осенью поспевают? А что поспевает в саду?
- В поле — рожь, пшеница, овес, гречиха. Урожай надо собрать, заготовить продукты, овощи, фрукты на всю зиму. А если это не сделать, что будет?
- Надо подумать и об одежде. Как меняется зимой наша одежда?
- Ребята вы заметили, как время года влияет на жизнь всей природы: и на растения, и на животных, птиц, насекомых, и на жизнь человека. Но заботы-то у всех одинаковые. Какие? Подготовить к холодам, к зиме свое жилье, позаботиться о том, чем питаться, во что одеваться. Все трудятся. А человек не забывает, что надо помочь своим младшим братьям — птицам и животным, позаботиться о них.