Юхимук Любовь Ивановна
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиция и быт Кубанского казачества».
Цель: Расширить и уточнить представления детей о традициях и быте Кубанского казачества.
Образовательные задачи : Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к историям своего народа.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Словарная работа: Макитра, станица, лугина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.
Предварительная работа: Беседа с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий.
Материалы: Аудиозапись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, Кубанское подворье, куклы в национальной одежде – казак и казачка.
Ход: Под фонограмму аудиозаписи: «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали весёлую песню. Как вы думаете, кто поёт эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки-люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелыми, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили дружбе и любви. Очень строго к казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
-Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?
Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.
Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, называются, «Кубанские казаки». Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живёшь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки. Мы попадаем в хату, в которой живёт ставропольская казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).
-А что такое хата? (Ответы детей).
-В казачьих семьях глава семьи – казак. А чем он занимался? (Добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов).(Фото казака). Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным, заботиться о своих родителях когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на «ВЫ».
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила стали соблюдать в жизни.
Дети: Казак родился-Отчизне пригодился. Терпи, казак-атаманом будешь. Казачье братство-милее богатства. Казак в беде не плачет. Казаку честь-родину беречь. Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. А как называют жену казака? (казачка). (Фото казачки). Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу-приносила воды на коромысле, гладила бельё, готовила еду, пекла хлеб). (Картинки труда казачек). Казачка, очень любила готовить вкусную еду для своего мужа. А в чём она готовила еде? (Изображение на картине).(Чугун). В чугуне, он тяжёлый, чугунный и каша вкусная.
Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку.
Воспитатель: А вот и гости к нам пришли, казак и казачка (дети рассматривают кукол)
-«Проходите, гости дорогие!»
-«Красному гостю-красное мести!»
-«Гость на порог-хозяину радость!»
Воспитатель: Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей. После трудового дня, военных походов казаки собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабу вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела. С того давнего времени и по сей день казаки и казачки не только любят трудиться, но и играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Проводится игра: «Иголка, нитка и узелок» о единстве идеи, пути её осуществления.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки, считалкой выбирают: «Иголку, нитку и узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали-вбежали в круг то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры: «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывают круг.
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате-это печь. Затрещит мороз на дворе, а у печи и тепло и уютно. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. А летом печь н дворе стояла, чтобы в хате жары не было. В русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи-на стол мечи». «Печь нам-мать родная». А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки.
*Как называлось казачье поселение (Станица).
*Где раньше казаки мылись (печь, баня, речка).
*Где спали младенцы (Колыбель).
*С помощью этого предмета и хлеба встречали гостей. (Рушник).
*Из чего поили чаем гостей (Самовар).
*В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжёлый. (Чугун).
*С помощью чего казаки носили вёдрами воду из колодца (Коромысло).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки. Ребята, а что это из нашей печки дым вылит. Всё понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достаёт из печи пирог). Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем пить чай из самовара и есть пирог.
Дети: Милости просим, гости дорогие!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что было когда-то давным-давно, когда вас ещё не было на свете; то как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.
Наше занятие подошло к концу.