Ирина Мухлынина
Конспект совместной образовательной деятельности «Удивительное стекло» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительное стекло" в средней группе.
Образовательная область: познавательное развитие.
Раздел программы: Ребенок и окружающий мир.
Тип организованной деятельности: познавательный.
Этап обучения: основной.
Формы организации: подгрупповая.
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности „Удивительное стекло“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о некоторых его свойствах и качествах.
Задачи:
1.образовательные: сформировать знания детей о стекле как рукотворном материале, о происхождении стекла, о его свойствах и качествах путем практического исследования, расширять представления о значение стекла в жизни человека;
2.развивающие: развивать познавательный интерес к объектам рукотворного мира человека на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей, доказательную речь, развивать словарный запас: прозрачное, хрупкое; способствовать развитию умения договариваться в парах;
3.воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду человека, формирование правил безопасности обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений, формировать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: игрушка Незнайка, карточки из д-и «Рукотворный мир человека и мир природы», значки с изображением человека и природы, предметы из стекла: колбы, лупы, часы, ваза, стаканы, тарелка, баночки из- под духов, банка, бутылка, аквариум, стеклянные шарики, очки, фоторамка, стеклянные сувениры, лампочка, светильник, чашка, стеклышки, графин; картинки к опытам, деревянный шар, металлическая коробка, ширма, пластмассовая палочка, магнитофон с аудиозаписью, стакан с водой, мольберт, мешочек.
Предварительная работа: подбор познавательного материала (оборудования, выставка стеклянных предметов, чтение познавательной литературы по теме, эксперименты с лупой, песочными часами, красками, дидактическая игра «Рукотворный мир человека и мир природы».
Используемые методы, приемы, технологии обучения:
•методы обучения: наглядные, словесные (беседа, художественное слово, практические (опыты, проблемные (проблемные ситуации);
•приемы обучения: вопросы, пояснения, рассказ, поощрения, проблемные ситуации, действия моторного характера, сюрпризный момент, показ, игра.
Технологии обучения:
• технология проблемного обучения (проблемные ситуации);
• технология развивающего обучения (практические методы: опыты);
• технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы);
Содержание:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся и подарим свои улыбки. И поздороваемся с Незнайкой. Он так спешил сегодня к вам в гости, принес вам очень интересную и познавательную игру, которая называется «Рукотворный мир человека и мир природы».
Незнайка: Только все карточки у меня перепутались.
Я так торопился, хотел с вами поиграть.
Воспитатель: Ты Незнайка, не расстраивайся.
Мы с удовольствием в нее поиграем. Правда, ребята?
Воспитатель: Мы разделимся на две команды, девочки выберут картинки с предметами, которые изобрел человек (сделал своими руками) вот к этому значку «Человек», а мальчики к этому «Природа», что относится к миру природы. (работа с карточками у стола)
Незнайка: Какие вы ребята молодцы! Все картинки правильно разделили. Ничего не перепутали (называет картинки, сопоставляет со значком).
Незнайка: А у меня есть еще одна картинка, отгадайте что это:
Прозрачно оно словно льдинка, в него ты посмотри,
А стукнешь сильно, рассыплется оно?
Что это, ребята? (Стекло)
Незнайка: Правильно, это стекло. Только вот я не знаю, к какому значку эту картинку положить, может оно само в природе появляется или его делает человек? Как вы думаете?
Воспитатель:Конечно, же, стекло придумал человек.
Я вам сейчас расскажу одну историю, садись Незнайка и ты послушай.
Были времена - когда человек не знал, что такое стекло. Как то раз, моряки плыли на корабле и, решили остановится на ночь на берегу. Вышли они на сушу, развели на песке костер, а когда ложились спать, чтобы костер не потух ночью, обложили костер комками соды. А утром они очень удивились, увидев около кострища блестящие камушки - прозрачные капли, которые образовались из сплава песка и соды. Так люди и узнали о стекле и как его получить можно при нагревании песка и соды, и научились стекло применять в жизни.
Незнайкака: А как применяет стекло человек?
А вы знаете ребята?
Воспитатель: Какие стеклянные предметы вы знаете, видели? Дома, в магазине? Что из него научился делать человек?
У нас в группе, где можно увидеть стекло? Конечно, наши окна стеклянные, представьте ребятами, если бы у нас в группе не было бы окон:закройте глазки ладошками, сосчитаем до трех, посмотрите вам
что-то видно? Незнайка ты что-то видишь? Стало темно, вот так
бы и было у нас в группе темно, если бы у нас не было окон.
Как это свойство можно назвать, если стекло пропускает свет?
Какое оно? (Прозрачное)
Воспитатель: Правильно, у стекла есть такое свойство- прозрачность. Оно прозрачное.
Незнайка: А мы сейчас проверим. Поиграем в прятки.
Я буду прятать шарик, а вы его искать. (Прячет шарик в стеклянный стакан) Не подглядывайте, закрывайте глазки. Как вы его нашли? Правильно стакан стеклянный, он прозрачный. А сейчас, где шарик? (Прячет в деревянную коробку)Почему вы не смогли найти шарик? Правильно, коробочка не прозрачная. А в очках ребята стекла, тоже прозрачные или нет? У меня есть стеклышки, хотите в них посмотреть? Подходите к нашей выставки стеклянных предметов.
Ребята и ты Незнайка, запомните, стекло прозрачное. (Прикрепляет на мольберт картинку со свойством "прозрачное")Ребята, а у стекла есть и другие качества и свойства. Какие стеклянные предметы вы видите, назовите? Ребята, а стекло она какое, легкое или тяжелое? Возьмите по стеклянному шарику и опустите их в стаканы с водой. А я положу деревянный. Что произошло? Шарик утонул, а деревянный шарик нет, значит стекло какое? Тяжелое или легкое? Тяжелое, молодцы, а дерево
легкое.
Молодцы, присаживайтесь. (прикрепляет на мольберт картинку со свойством "тяжелое")
Незнайка: А я сейчас с вами поиграю, как вы думает, а можно ли стекло узнать по звуку? Вот я сейчас и проверю. Слушайте внимательно, если узнаете, что это стеклянный предмет хлопайте в ладоши, а если нет, топайте ножками. (за ширмой палочкой ударяет по стеклянному стакану и по столу)Какие вы молодцы, значит у стекла есть еще и свой звук. (прикрепляет на мольберт картинку со свойством "звук")
Незнайка: Какое оно интересное оказывается – стекло, я столько нового узнал. А давайте поиграем в футбол, у вас есть мячик?
Воспитатель: Мячик, то у нас есть, только разве в помещении можно играть в футбол. Как вы думаете ребята? Почему?
Конечно, нельзя. Опасно, можно разбить нечаянно окно и все
в доме стеклянные предметы. Ребята, расскажите Незнайка
правила обращения со стеклянными предметами, оно не только интересно, но еще и опасно. Как, кто знает? Посмотрите, на нашей выставке нет стеклянных игрушек, только предметы быта, почему?
Ребята, значит у стекла есть еще одно свойство, стекло какое?
Правильно, оно хрупкое. Запомнил Незнайка (прикрепляет на мольберт картинку со свойством "хрупкое") А поиграть можно и в другие игры.
Давайте научим Незнайку ребята. Поиграем с разноцветными
очками, с разноцветными стекляшками. Под отрывок из дет. песни «Секрет» (3 раза)
Молодцы, аккуратно положите очки в коробочку, не забывайте,
что стекло хрупкое.
Незнайка: Мне было с вами так интересно, вы так много знаете о стекле, о его свойствах и качествах, о стеклянных предметах. Мне так понравилось сегодня с вами экспериментировать и играть. А вам, понравилось? Что сегодня нового и интересного вы узнали о стекле? Стекло это рукотворный мир человека или мир природы? Оно какое, какие качества и свойства есть у стекла? Правильно: прозрачное, тяжелое, у него есть свой звук и
оно хрупкое. Молодцы! На память о стекле я вам хочу оставить вот этот предмет, он тоже сделан из стекла. Кто знает, что это?
Кто знает, какое есть свойство у лупы? Вот вы и посмотрите.
А мне пора, поспешу друзьям рассказать все о стекле.
До свидания ребята!
Воспитатель проводит Незнайку.
Ребята экспериментируют самостоятельно с лупами.