Татьяна Сергеева
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией валяльщик»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Сергеева Т. В., воспитатель первой квалификационной категории
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией валяльщик»
Встреча первая
Задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Знакомство с профессией валяльщик“» размещена в разделах
- Валяние из шерсти, фелтинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Дидактические: - познакомить с историей валяния и использованием продуктов валяния в прошлом, использовании шерсти как материала для валяния;
- познакомить с профессией «валяльщик», его трудовых действиях и используемых материалах и инструментах;
- расширять представления детей о видах декоративно-прикладного искусства.
Развивающие: - развитие коммуникативных навыков, мотивации к продуктивной деятельности.
Воспитательные: - воспитание интереса к народным традициям через знакомство с народным промыслом - валяние;
- воспитание интереса к творческим профессиям, желание созидать.
Материалы и оборудование: шерсть, игрушка «Тетушка Сова», детские валенки, игрушки, картины, украшения, выполненные в технике «валяния», электронная презентация, тематические картинки.
Предварительная работа: знакомство с персонажем «Тетушка Сова» на занятиях по программе «Пермячок. ru Обучение с увлечением», рассматривание тематического альбома «Золотое руно», тематическая выставка «Валяние сухое и мокрое».
Словарная работа: активизировать в речи детей название профессии : валяльщик; название техники валяния : фелтинг.
Ход:
Дети вместе с воспитателем находятся в группе, кто-то из детей или воспитатель обращает внимание на игрушку «Тетушка Сова», у которой на лапке зацепился кусочек шерсти.
В: Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях, узнали? (тетушка Сова)
В: Здравствуйте, Тетушка Сова! Как Ваши дела?
Т. С. (грустно) : Здравствуйте, мои юные друзья! Скоро зима, все готовятся к зиме: перелетные птицы улетели в теплые края, звери готовятся к зимовке, запасают припасы, люди одевают теплую одежду, шубы и шапки. Я тоже готовлюсь к ней, шапку и шубу нашла, а вот на лапки, чтобы они не замерзли в морозы, пока ничего нет.
В: Ребята, а чем можно утеплить, Тетушке Сове свои лапки? (Ботинки, сапоги).
В (снимает с лапки игрушки кусочек шерсти, показывает его детям) : А я думаю, чтобы лапки тетушки Совы не мерзли в лютые морозы, ей можно надеть…. (воспитатель загадывает загадку) :
«Валяют нас из грубой шерсти,
И нам теплее будет вместе.
Пускай не в моде мы сейчас,
Зато есть песенка про нас.
Промокнуть можем? Ну и что же?
А ты надень на нас калоши.
Зимой мы с вами, малыши,
Теплы, удобны, хороши!
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть,
Надевают (Валенки)»
Т. С. (удивленно) : Валенки? Где же их взять?
В: Ребята, помогите мне найти валенки, они где-то здесь были, я видела… (дети вместе с воспитателем обходят группу и на батарее находят валенки).
Т. С. (пытается примерить валенки) : Ой, да они ж большие, что делать, надо к валяльщику лететь.
В: Тетушка Сова, а кто такой валяльщик?
Т. С. : Вы не знаете? Ну, хорошо я сейчас вам расскажу.
«Валяльщик это очень старинная профессия. Валяльщик занимается валянием изделий из шерсти или пуха. Давайте, сядем поудобней, и посмотрим…. (воспитатель показывает презентацию).
1 слайд. Валяние шерсти как искусство
2слайд. Такой универсальный материал как шерсть использовался многими народами с древних времё н: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима.
Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или сволачиваться (образовывать войлок)
3 слайд. Валяние представляет собой изготовление полотна или объёмных предметов из шерсти путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Получается прочный тёплый и совершенно уникальный материал войлок.
4 слайд. На Руси валяние было распространено повсеместно. Тёплое и прочное войлочное волокно хорошо согревало в холодные зимние морозы и было легко и доступно. Из войлока делали знаменитые Русские валенки. Первые валенки появились очень давно, 200 лет назад, в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Эта обувь была очень популярна в давние времена, но и сейчас, в очень холодную погоду носят валенки.
5 слайд. Валяльщик — это человек, рабочий, который выполняет валку обуви и головных уборов на валяльных машинах. Расправляет и растягивает валяную обувь до требуемой формы на растяжном станке.
6 слайд. Валяние шерсти на сегодня считается самым популярным увлечением (хобби, как у любителей так и у профессиональных мастеров.
7 слайд. Вот такую замечательную обувь: валенки и тапочки мы можем увидеть сегодня из шерсти
8 слайд. Кроме обуви, из шерсти можно изготовить и другие предметы. Создание различных предметов из непрядёной шерсти называется - фелтинг. С её помощью можно изготавливать одежду, аксессуары, картины, игрушки, панно и многое другое.
9 слайд. Полюбуйтесь вот какие чудесные пальто.
10 слайд. А вот шикарные женские украшения - бусы.
11 слайд. Свои изделия, как и стародавние времена, мастера привозят на ярмарки. На ярмарке можно купить разные изделия из шерсти, посмотрите…
12 слайд. Это варежки
13 слайд. Заколки и броши
14 слайд. И даже сумки
15 слайд. А также картины.
16 слайд. Все эти предметы изготавливаются в двумя способами: сухим и мокрым валянием.
17 -18 слайды. Для сухого валяния используют специальные иглы с зазубринами. Они нужны для объёмных скульптур и игрушек. Губка и шерсть.
19 слайд. Для мокрого валяния нужны шерсть, горячая вода, мыло, пупырчатая плёнка, полотенце.
Т. С. : Теперь вы поняли, кто такой валяльщик? (Да, человек, который работает с шерстью и делает из нее разные предметы).
В: Тетушка Сова, у нас тоже есть предметы, сделанные валяльщиком, давайте посмотрим…
Воспитатель берет в руки игрушку и вместе с детьми рассматривает предметы выставки, обращая внимание на то, каким способом были сделаны эти предметы – сухим или мокрым валянием.
Т. С. : Сегодня я рассказала вам, мои юные друзья, о необычной профессии, кто запомнил, как она называется? (Валяльщик). Какими методами валяния пользуется валяльщик? (сухое и мокрое валяние).
Т. С. : А, вы хотели бы попробовать стать валяльщиком и изготовить какие-нибудь предметы? (Да).
Т. С. : А этим мы с вами займемся в следующий раз, договорились? А сейчас мне пора, полечу к валяльщику заказывать новые валенки, по моему размеру. До свидания! До новых встреч! (До свидания)
В: Ребята, какая интересная встреча произошла у нас с Тетушкой Совой, кто сегодня узнал, что то новое и интересное, встаньте справа от меня. А кто ничего не запомнил и ему было не очень интересно, встаньте слева от меня.
Дети расходятся от воспитателя с учетом своего представления о занятии – это первоначальная рефлексия. Воспитатель спрашивает 1-2 детей справа, что им запомнилось и понравилось и 1-2 детей слева (если такие будут, что им не понравилось.
В: В следующий раз, как и обещала Тетушка Сова, мы попробуем с вами стать валяльщиками, а сейчас нам пора отправляться на прогулку. Посмотрим, пора ли валенки готовить!