Евгения Куевда
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Русская береза — символ России»
Цель:
Систематизировать представления у детей о русской березе.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям представление о красоте русской березы, углубить знания о взаимосвязи березы и человека.
Расширять знания об охране природы.
Совершенствовать приемы художественно – творческого развития детей.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к русской березе.
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Русская береза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Поддерживать желание выражать свои эмоции через поэтическое слово, изобразительную деятельность и музыку.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о березе (пословицы, поговорки, рассказы, стихи)
Разучивание стихотворений о березе.
Разучивание физминутки «Во поле береза стояла».
Разучивание танцев, песен, хороводов.
Рассматривание, иллюстраций о березе.
Рисование картин «Белая красавица».
Прослушивание русских народных песен о березе.
Материалы и оборудование:
Костюмы для детей.
Иллюстрации березки.
Музыка для сопровождения.
Компьютер, экран, ЭОР.
Альбомный лист бумаги 20см на 20 см.
Черный фломастер или маркер.
Зеленый лист бумаги 10см на 8см.
Ножницы, клей, салфетки для каждого ребенка.
Предполагаемый результат:
Проявление через музыку, танцы, поэтическое слово эмоциональности, активности и любознательности; умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; умение изображать берёзу.
Содержание организованной деятельности детей
Дети проходят в ясли, переодеваются (звучит музыкальное сопровождения)
Появляется Хозяйка леса.
Хозяйка леса: Здравствуйте милые дети, я Хозяйка Леса и хочу пригласить вас к себе в гости
Хозяйка леса: «Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте проверим, правильно ли вы думаете? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Игра: «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»
Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому что им больно.)
Гулять по тропинке в лесу? (хорошо)
Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)
Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)
Оставлять в лесу мусор? (Плохо, так как лес будет загрязнен.)
Собирать березовый сок? (Хорошо так как он полезный.)
Ребята, теперь мы с вами знаем как правильно вести себя в лесу. Мы можем отправиться в путь (дети идут в музыкальный зал)
СЛАЙД 2
Хозяйка леса: Ну вот мы и пришли, занимайте места там где вам удобно.
Хозяйка леса: Сегодня я хочу вам рассказать про чудо – дерево, которое растет в моём лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.
(БЕРЕЗА)
СЛАЙД 3
Дети: Это берёзка!
Хозяйка леса: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в моем русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.
СЛАЙД 4
Хозяйка леса: Давным-давно родилась березка в России… и полюбил народ березку за красоту ее и нежность.
СЛАЙД 5
Берё зу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке.
СЛАЙД 6 Березовый лес называют березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ствол у березы белого цвета с черными вкраплениями?
Хозяйка леса: А на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Вот послушайте:
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало, в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
СЛАЙД 7
Хозяйка леса: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.
Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
СЛАЙД 8
Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
СЛАЙД 9
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
За свою красоту береза стала символом России
Хозяйка леса: Сейчас мы с вами почувствуем какое красивое, стройное дерево – береза. Давайте встанем возле своих стульчиков и немного разомнемся.
Физ. минутка «Во поле береза стояла»
Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись
(Руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону
(Наклоны в сторону,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(Руки вверх помахать ими).
СЛАЙД 10 ,11,12,13
Хозяйка леса: Береза не только радует нас своей красотой, она необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы - бересты получают деготь, для смазывания колес телег. Чтобы они не скрипеои (Все материалы воспитатель демонстрирует детям).
СЛАЙД 14
А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. (Демонстрация материалов).
Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? Сок у березы нужно брать аккуратно, сделав небольшое отверстие, а потом это отверстие нужно обязательно замазать землей, для того чтобы дерево не стало портиться и не пропало совсем.
СЛАЙД 15 Вот какое чудо дерево – русская береза.
Дети:
1. У красы березки
Платье серебрится
У красы березки
Зелены косицы
2. Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
3. Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
ТАНЕЦ БЕРЕЗ
После танца появляется большая береза
БЕРЕЗКА : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С веточками кудрявыми - зелеными косицами?
Я, береза - любимое дерево всех русских людей.
Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Я, березка, простого рода:
Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне светит.
Моя матушка - красное солнышко, оно летом меня греет.
Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.
В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Хозяйка леса: Про березу есть много пословиц и поговорок.
БЕРЕЗА : Мои подружки – березоньки знают эти пословицы и поговорки. Вот послушайте.
БЕРЕЗКИ :
1. Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
2. Кто с берёзы кору снимает, её убивает.
3. Не бывать ветке толще ствола.
4. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Хозяйка леса: А ребята тоже много всего о тебе знают.
Береза : Сейчас посмотрим, что же вы обо мне знаете. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Если правильно ответите, картинка появиться на экране.
Что есть у березы?
Как называется березовый лес?
Чем полезна береза для человека? (Ответы появляются на слайдах)
Береза : В старину, на Руси вокруг березы водили хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод.
ХОРОВОД ВОКРУГ БЕРЕЗЫ
Береза : Порадовали вы меня, весело плясали. Ребята, а у вас в детском саду есть такие березки, как в моей березовой роще. А мне так хочется, чтобы они у вас были и чтобы ваши друзья увидели какое красивое дерево береза. Предлагаю вам пройти в мою мастерскую и изготовить своими руками чудо дерево – березу.
(Дети идут по коридору, рассматривают картины с изображением берез. Береза проводит экскурсию по березовому лесу. Затем все попадают в мастерскую – спортивный зал)
Мастер – класс (расписывает воспитатель Г. Н.)
Берё за: Вот мы с вами и в моей мастерской, выбирайте места, рассаживайтесь поудобнее, и так, мы начинаем. Посмотрите, какую красавицу березу мы сейчас с вами сделаем своими руками. Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево. Обратите внимание, у каждого из вас на столах есть заготовки, как вы думаете из чего можно сделать ствол нашей березе. Скажите, какой ствол у берёзы? (ответы детей). Правильно, белый с чёрными черточками. Для оформления ствола берёзы вам понадобится чёрный маркер, с помощью которого вы можете украсить ствол штрихами. Итак приступаем…
Далее мы приступаем к изготовлению кроны берёзы, Обратите внимание на мой образец, какая берёза у меня получилась? (Кучерявая, кудрявая, зелёная и т. д.). Для кроны нам понадобится клеящий карандаш и зелёные завитушки. Клеить крону начинаем сверху, сначала размещаем завитушки вверху затем постепенно опускаемся по стволу вниз. Для этого берём завитушку, на край полоски наносим клей и приклеиваем. Размещаем завитушки равномерно как у меня на образце, чтобы берёза выглядела кудрявой. Завитушки приклеиваем до середины ствола…. Ну что у всех получилось.
Хозяйка леса: Какие, стройные, кудрявые, красивые березки у вас получились. Вы можете забрать их с собой и показать своим друзьям.
Береза : Но это не все, у меня есть для вас другие подарки (береза вручает подарки детям).
Хозяйка леса: А еще, мы хотим вас угостить вкусным березовым соком (береза угощает ребят соком.
А теперь наступила пора
До свиданья сказать вам друзья