Смирнова Надежда
Конспект совместной деятельности с детьми по обучению грамоте «Волшебный сундучок» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми по обучению грамоте
для детей подготовительной группы
Тема: «Волшебный сундучок. Звуки и буквы»
Цель:
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах алфавита.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Совершенствовать звуковую культуру речи, способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, слухового внимания.
-Упражняться в определении первого и последнего звука в слове, различении гласных и согласных звуков, различении согласных звуков по твердости/мягкости.
-Развивать общую и мелкую моторику.
-Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Оборудование:
экран и оборудование для показа презентации
сундучок с наполнением :
1) клубочек трехцветный красно-сине-зеленый
2) коврики для букв: сине-зеленый (для согласных букв, красный (для гласных букв)
3) коробочка двухцветная сине-зеленая:
- конверт с прикрепленной схемой слова, внутри буквы Р, Л, М, Н, Ц; карточки: радуга, ласточка, малина, насекомые, цветы; чистоговорки в картинках
-конверт с прикрепленной схемой слова, внутри буквы Й, Ч, Щ
- конверт с буквами Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ж, Ш, Х; скороговорки в картинках
4) коробочка красная: карточки с гласными буквами; карточки для артикуляционной гимнастики; зеркала по количеству детей
5) коробочка белая (Ь, Ъ знаки)
раскраски с заданием по количеству детей
ручки с синей/зеленой/красной пастой; 10 счетных палочек в контейнере на каждого ребенка
одноразовые тарелки с пшеном по количеству детей
Предварительная работа:
-Упражняться в различении гласных и согласных звуков; выделении первого/последнего звука в слове; соотнесении звука и буквы.
-Разучивание чистоговорок, скороговорок на определенные звуки.
-Рассматривание иллюстративного материала по теме «алфавит»
Ход совместной деятельности.
Организационный момент.
ДЕТИ рассаживаются (полукругом за столами по обе стороны от экрана) слайд 1
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я рада вас видеть всех вместе. Нам предстоит важное дело. Расскажу, что случилось.
-А пока мы не встречались, наши буквы разбежались.
Их собрали в сундучок, там закрыли- и молчок!
Кто закрыл? Сейчас увидим, и, конечно, мы не обидим.
Назовите его сами, только разными словами.
На экране- волшебник с сундучком слайд 2
ДЕТИ отвечают: Это волшебник/маг/чародей
ВОСПИТАТЕЛЬ: У волшебника сундучок, и у нас сундучок (показывает сундучок). В нем заколдованные буквы. Чтобы расколдовать буквы, мы вместе поиграем. Будем слушать звуки, правильно произносить звуки, находить подходящую букву. Важно быть внимательным, помогать друг другу и тогда у нас все получится.
Основная часть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтобы открыть сундучок, надо дружно сказать волшебные слова : «Чок-чок-чок, открывайся, сундучок!»
ДЕТИ хором: Чок-чок-чок, открывайся, сундучок!
ВОСПИТАТЕЛЬ открывает сундучок, достает клубочек
ВОСПИТАТЕЛЬ: Клубочек для того, чтобы передавать друг другу и называть свое имя.
ДЕТИ передают клубочек друг другу и называют свое имя
ВОСПИТАТЕЛЬ достает и раскладывает на столе коврики для букв: красный, сине-зеленый
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте по очереди.
-Для каких букв волшебник приготовил красный коврик? В чем особенность гласных?
-Для каких букв нужен сине-зеленый коврик? Почему коврик для согласных двухцветный?
ДЕТИ отвечают на вопросы по очереди. Если сложно дать ответ- помогаем.
-Красный коврик нужен для гласных букв. Гласные звуки поются.
-Сине-зеленый коврик нужен для согласных. Согласные не поются, могут быть твердыми и мягкими. Синий цвет- для обозначения твердых звуков, зеленый- для обозначения мягких звуков.
ВОСПИТАТЕЛЬ достает сине-зеленую коробочку, а из нее- конверт (рассмотреть прикрепленную схему) слайд 3
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите на схему. Какой звук надо услышать и назвать, чтобы расколдовать букву? ( на схеме показан первый звук: согласный твердый)
ДЕТИ отвечают
ВОСПИТАТЕЛЬ достает из конверта карточки (картинка дублируется на экране, дети (далее по очереди) выделяют и называют первый звук в слове; воспитатель достает нужную букву, буква выкладывается на коврик на определенный цвет- расколдовали слайд 4 с анимацией
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на картинке? На какой цвет выкладываем букву?
РЕБЕНОК: Радуга, первый звук-Р (тв., букву выкладываем на синий цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Назови птицу. На какой цвет выкладываем букву?
РЕБЕНОК: Ласточка, первый звук-Л (тв., букву- на синий цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Назови ягоду. На какой цвет выкладываем букву?
РЕБЕНОК: Малина, первый звук-М (тв.). Букву-на синий цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Назови одним словом. Цвет для буквы?
РЕБЕНОК: Насекомые, первый звук-Н (тв.). Букву- на синий цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Жук и шмель и даже мы любим красивые…
РЕБЕНОК: Цветы, первый звук-Ц. Букву- на синий цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Расколдовали пять букв. Поиграем с ними. Я буду перекладывать буквы на зеленый цвет, а вы хором произносите мягкий звук. Какая буква не пойдет на зеленый цвет, почему?
ДЕТИ хором произносят звуки мягко, кроме Ц- он всегда твердый
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на экран. Все картинки объединились в одну. Как называется это время года? слайд 4 с полностью
ДЕТИ: Лето.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пошел теплый дождь. Расскажем про капли. слайд 5
Ритмическое упражнение «Капли»
-Капля раз, капля два. Капли медленно сперва.
Стали капли ударять, капля каплю догонять.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
ВОСПИТАТЕЛЬ достает из сине-зеленой коробочки второй конверт (рассмотреть прикрепленную схему)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я буду произносить слова. Ваша задача услышать и назвать последний звук. Определить, на какой цвет следует положить букву. слайд 6
ДЕТИ отвечают (далее по очереди)
ВОСПИТАТЕЛЬ: белый, синий, красный
РЕБЕНОК: Последний звук-Й (мягк.). Букву-на зеленый цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: луч, мяч, меч, силач
РЕБЕНОК: Последний звук-Ч (мягк.). Букву-на зеленый цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: плащ, борщ, овощ, лещ
РЕБЕНОК: Последний звук-Щ (мягк.). Букву-на зеленый цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Мы расколдовали еще три буквы. Поиграем с ними. Можно ли переложить эти буквы на синий цвет и произнести звуки твердо?
ДЕТИ отвечают (нет, эти звуки всегда мягкие)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Поиграем по- другому. Какие буквы спрятались в букве Щ?
ДЕТИ называют (П, Ц, Ш, Г) ВОСПИТАТЕЛЬ закрывает лишние элементы
ВОСПИТАТЕЛЬ: Скоро наступит лето-время отдыха. И мы отдохнем. Сделаем гимнастику для пальчиков «Наши алые цветки».
Наши алые цветки раскрывают лепестки,
(пальцы рук собраны вместе, медленно их раскрываем)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(плавные движения кистями рук и пальчиками)
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(пальцы рук складываем вместе)
Тихо засыпают, головой качают.
(медленно качаем кистями рук).
ВОСПИТАТЕЛЬ достает из сине-зеленой коробочки третий конверт без схемы. В нем карточки с согласными: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ж, Ш, Х слайд 7
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, каждый из вас получит согласную букву (буквы могут повторяться). Пожалуйста придумайте, подберите слово, где есть звук, который обозначает ваша буква. Попробуйте объяснить, на какой цвет: синий или зеленый вы кладете карточку с буквой и почему.
ДЕТИ встают в круг, называют свои слова. ВОСПИТАТЕЛЬ помогает распределить карточку на нужный цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, мы расколдовали все согласные буквы. Можно отдохнуть!
Скороговорка «Старушки-болтушки» слайд 8
ВОСПИТАТЕЛЬ: Волшебник просит набраться еще немного терпения, и освободить гласные буквы.
На экране волшебник слайд 9
ВОСПИТАТЕЛЬ достает из сундучка красную коробочку. В ней карточки с рисунками-схемами для артикуляционной гимнастики, зеркала по количеству детей в мешочке и карточки с гласными буквами. Слайд 10
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы сделаем гимнастику для язычка и расколдуем гласные.
ВОСПИТАТЕЛЬ раздает детям зеркала, проводит артикуляционную гимнастику.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я буду показывать вам гласные буквы, а вы споете нужный звук, и карточка отправляется на красный коврик.
ВОСПИТАТЕЛЬ показывает буквы-дети поют.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Волшебник вами доволен. Но осталась еще белая коробочка. Для вас приготовили тарелки с пшеном. Подумайте и напишите пальчиками на пшене две оставшиеся буквы.
ДЕТИ получают тарелки и пишут буквы Ъ и Ь знаки. Дополнительно можно написать еще букву по желанию. Тарелки убираем.
Итог
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети! Мы расколдовали все буквы. Волшебник очень рад! (на экране волшебник) Послушайте загадку. слайд 11
Дети, слушайте загадку.
Буквы, стройтесь по порядку!
Свое место вы найдите.
Не толкайтесь, не шумите.
И на нас сейчас глядит
Разноцветный (алфавит)
ДЕТИ хором: алфавит! (на экране алфавит) слайд 12
ВОСПИТАТЕЛЬ достает из сундучка цветную картинку : алфавит для показа; раскраски с заданием (найди все буквы) для каждого ребенка; ручки с красной, синей, зеленой пастой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем мы сегодня занимались? Что особенно понравилось?
ДЕТИ отвечают
ВОСПИТАТЕЛЬ: Волшебник доволен. Сундучок пора закрыть. Скажем волшебные слова : «чок-чок-чок, закрывайся, сундучок!» слайд 13
Дополнительно: загадки про буквы
ВОСПИТАТЕЛЬ: Немного поиграем. Я загадываю загадку про букву, а вы находите ее на своем листе и раскрашиваете.
Слайды 14, 15