Валентина Ильина
Конспект совместной деятельности по ручному труду в старшей группе для детей с нарушением зрения «Полосатый коврик для котят»
▼ Скачать
Конспект совместной деятельности по ручному труду в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, для детей с амблиопией и косоглазием
«Полосатый коврик для котят»
Составила:Ильина Валентина Николаевна,
воспитатель
Цель: приобщение воспитанников старшего дошкольного возраста к одному из видов традиционного национального искусства - ручному ткачеству на примере технологии плетения.
Публикация «Конспект совместной деятельности по ручному труду в старшей группе для детей с нарушением зрения „Полосатый коврик для котят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Кот и кошка. Конструирование, поделки
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи:
Научить детей технике полотняного плетения;
формировать элементарные представления об изобразительно-выразительных средствах ручного ткачества;
закреплять знания об основных цветах и их оттенках;
Развивающие задачи:
развивать и углублять интерес к декоративно-прикладному искусству и его разновидности - ручному ткачеству;
развивать умение анализировать, расшифровывать картинки-схемы;
развивать зрительное внимание;
развивать творческую активность.
Воспитательные задачи:
формировать социально-психологическую готовность к трудовой деятельности, положительные межличностные отношения в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
воспитывать чувство уважения к народным умельцам;
закреплять умение содержать свое рабочее место в порядке.
Речевые задачи:
упражнять в составлении ответов фразами;
активизировать в речи слова-наречия «снизу-вверх, слева-направо» и предлоги «над, под»
обогащать активный словарь детей словами-определениями для описания коврика.
развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением рук;
развивать навыки ориентировки относительно себя на плоскости изделия. Зрительное сосредоточение;
развивать ловкость и точность пальчиковых движений обеих рук.
Планируемые результаты:
у детей расширятся представления о народно-прикладном искусстве;
появятся представления о материале, из которого делают коврик;
овладеют приемами работы;
расширятся возможности выполнения работы по замыслу;
дети поверят в свои творческие способности;
почувствуют, что их творения приносят людям радость;
закрепят навыки составления фразовых ответов;
обогатят активный словарь словами-определениями;
поупражняются в умении сравнивать, анализировать, сопоставлять образец со своей работой;
закрепят знания об основных цветах и их оттенках.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Предшествующая работа: рассматривание предметов дизайна для дома, сотканных из разных материалов, просмотр презентации «Детям о ткацком станке и способах работы», плетение ковриков из бумаги и картона, изготовление станков из картона, плетение способом «улитка» на круглом станке, заучивание пословиц и поговорок о труде.
Методические приемы: художественное слово, музыкальное сопровождение, просмотр слайдов презентации «Ткацкий станок и способы работы», поиск условных обозначений для рассаживания, расшифровка картинки-схемы, подбор пряжи в соответствии со схемой, вопросы проблемного характера, наводящие вопросы, использование пособия «Кто быстрее намотает клубок?»
Ресурсное обеспечение: мультимедийная установка, презентация «Ткацний станок и способы работы», чувашская народная песня «Илемле», переносная колонка, письмо от мамы-кошки, картинки-схемы для плетения коврика, условные знаки для рассаживания детей, пособие «Кто быстрее намотает клубок?», образцы ковриков.
Раздаточный материал: станки для плетения (15х20 см, ножницы, деревянные иголки, пряжа разного цвета.
Информационные ресурсы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Мозаика-Синтез, Москва, 2015
2. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей/ Т. С. Комарова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
3. Санра Харди «Коврики своими руками» Москва, «Мир книги», 2004
Ход совместной деятельности.
Игровая мотивация: Дети получают письмо с просьбой от мамы-кошки. У нее появилось много котят, а коврик один. Она просит для котят полосатые коврики (предлагает нарисованные образцы ковриков).
1. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь кошке? (Ответы детей.)
Воспитатель: Чтобы понять, коврик из какого материала можем предложить котятам, мы рассмотрим несколько их видов.
2. Дидактическое упражнение Разные виды ковров»
Воспитатель: Можем ли мы предложить данный коврик кошке? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, быстро намокнет, котятам будет холодно лежать на таком коврике.
Воспитатель: А этот коврик из какого материала? (Ответы детей.)
Воспитатель: Коврик из пластилина тоже не подходит? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А этот коврик, какой на ощупь? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, он подходит, но у нас нет столько меха. Но зато у нас много какого материала? (Ответы детей.) Да, разноцветных ниток. Вот с нитками и поработаем.
3. Рассматривание ткацкого станка на экране.
Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите, как называется этот предмет? (Ответы детей.)
Правильно, ткацкий станок. У нас есть станки меньшего размера, мы соткем коврики для котят на этих станках.
4. Упражнение для подготовки пальчиков рук «Кто быстрее намотает клубок?»
Воспитатель: Перед началом работы нужно поразмять пальцы. Возьмите по одному клубочку, я сосчитаю до трех, вы начнете наматывать нить на клубочек.
5. Упражнение «Найди свое рабочее место»
(Дети рассаживаются согласно условным знакам в соответствии с окклюзией)
Воспитатель: Вам уже знакома работа на мини ткацком станке. Напоминаю, что нити утки (то, что на челноке и переплетаются с нитями основы справа-налево и слева-направо). Нити утки меняют свое положение в шахматном порядке, они или над нитью основы или под нитью основы.
У каждого из вас нарисованный образец коврика. Будете работать по этим образцам, то есть, меняя полосы (нити уток). Можно начать работу. Кому нужна помощь, поднимите руку, я подойду и помогу.
6. Самостоятельная деятельность детей. Звучит чувашская народная песня «Илемле»
7. Физкультминутка «Маятник»
(С применением клубочков)
Воспитатель: Дети, возьмите конец нити правой рукой, а левой рукой намотайте нить на правую руку, но не до конца. Сейчас раскачайте клубочек и следите за ним, пока он не остановится. (Выполняют 2-3 раза)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.
8. Самостоятельная деятельность детей.
(Продолжение)
9. Анализ-беседа
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем понравятся котятам наши коврики? (Ответы детей.) Предлагаю подобрать слова на вопрос «Какой коврик? Что было трудно для вас? Что хотели бы соткать в следующий раз?
Спасибо, ребята! Вы большие молодцы. Коврики отправим кошке с котятами.
Сейчас подойдем к окну, посмотрим на небо, посчитаем цветные комочки на участке малышей, поморгаем глазами.