Марина Хохлова
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебное электричество»
Цель: познакомить детей с электричеством, как одним из ресурсов нашей планеты, способами его добычи и проявления в природе.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с одним из ресурсов нашей планеты – электричеством; формировать представления о возможностях использования электричества человеком, способах его добычи и проявлений в природе;
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.
• Познакомить с новым понятием «статическое электричество», где и как оно проявляется в природе.
Развивающие:
• Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
• Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
• Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, журналов, просмотр обучающих видеороликов об истории электричества, беседы по безопасности при обращении с электроприборами.
Материалы и оборудование:
слайды «статическое электричество в природе», колонка, мультимедийный проектор. Оборудование для опытов: воздушные шары, лоскуты синтетической ткани, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, пластмассовые расчески, воздушные шары.
Ход деятельности воспитателя с детьми
-Дети, недавно мы с вами смотрели мультфильм «Уроки тетушки Совы», вы помните о чем там говорилось?
- Все верно, об электричестве. Давайте с вами вспомним, а что такое электричество. (Ответы детей)
- посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему они не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т. д)
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
– Как вы думаете, почему часы стали тикать?
– Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.
– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете? (Ответы детей)
– Это электричество.
– А что такое электричество? (Это поток маленьких частиц электронов по проводам, которые позволяют работать электрическим приборам в наших домах и обеспечивают нас светом и теплом).
Беседа о технике безопасности.
– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
– Почему? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.
Давайте вспомним правила безопасности.
1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
- Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.
Физминутка. На песню из м/ф «Фиксики – помогатор» Дети встают в круг и повторяют движения за педагогом.
Презентация «Электричество в природе» Но существует и не опасное электричество. Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
(Слайд1,2)Статическое электричество можно встретить и в природе. Все видели такое явление как молния.
- Что такое молния? (ответы детей)
Это электрический разряд, который происходит в результате сближения облаков, из-за смены ветров, когда встречаются теплый и холодный потоки.
- Что такое гром? (ответы детей) Да, это треск от разряда.
Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.
Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.
(Слайд 3,4) А еще в морях живут рыбы, которые тоже выделяют электричество – скаты и угри. Все виды электрических рыб имеют особый орган, который вырабатывает электричество. С его помощью животные охотятся, защищаются приспосабливаясь к жизни в водной среде. Электрический орган у всех рыб сконструирован одинаково, но отличается по размерам и местоположению. Самыми распространенными являются - угорь и скат.
(Слайд 5,6) Среди растений так же можно встретить представителей с электрическим зарядом. Это Венерина Мухоловка и Мимоза стыдливая. Движение листьев у этих растений происходит за счет электрического импульса.
(Слайд 7,8) Шерсть животных тоже легко электролизуется при малейшем трении, как волосы человека, который снимет с головы шерстяную шапку. Это все проявления статического электричества в природе.
– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.
– Я сейчас как настоящий волшебник попробую показать вам интересный фокус. (Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).
Экспериментирование:
– Что лежит под стеклом? (шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шарики. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?
Опыты:
1. - Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Вывод: палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
2.-На стене висит шарик и в корзине разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).
-Давайте и наши шарики превратим в волшебные. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик приклеился к стене? (Ответы детей). Правильно, надо шарик потереть о ткань или волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными.
Вывод: ребята, а почему это произошло? Правильно, это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о ткань. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Итог:
О чем мы еще с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?
- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой, и проведете опыты вместе с родителями. А пока можете поиграть с ними.