Малькова Наталья Николаевна
Конспект социо-игровой технологии «Слово на ладошке» с родителями детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей через знакомство с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста.
Задачи:
• способствовать сплочению родительского коллектива;
• показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук;
• сформировать у родителей практические навыки владения способами развития мелкой моторики рук у детей;
• активизировать творческий потенциал родителей.
Вступительная часть:
Публикация «Конспект социо-игровой технологии „Слово на ладошке“ с родителями детей группы раннего возраста» размещена в разделах
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о развитии речи детей 3-го г. ж.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, внимательное отношение к малышу близких ему взрослых.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т. д.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».
Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т. д. Надо играть с ребё нком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером, речевые, театрализованные и др.
При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
И сегодня мы с вами попробуем разобраться в дном вопросе с помощью социо-игровой технологии.
Социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей (родителей) в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Основной идеей социо-игровой технологии является организация собственной деятельности детей – той деятельности, которой ребенок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит. Благодаря этому ребенок сам формирует систему представлений об окружающем мире.
Социои-гровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно; а т. к. работа идет в малых группах, дети учатся общаться между собой.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях.
№ Этап СИТ Задачи Вариант игры Методические рекомендации
1 Игры для рабочего настроя Совершенствовать умение вступать в общение:
начать разговор со знакомым или незнакомым человеком.
Формировать представления родителей об особенностях
развития речи детей
третьего года жизни. «Интеллектуальный марафон» Объединение в группы по цвету бейджика (3 – 4человека).
Каждая группа получает задание : из 3-х вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей 3-го г. ж. нужно выбрать один и прокомментировать его. Договоритесь кто из команды будет отвечать.
Показатели речи детей этого возраста :
- развитие голосовых реакций, подражания
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ)
- понимание, подражание, пассивная речь
Условия для развития речи : (все ответы правильные)
- уход, выполнение режима дня, эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых
- обучающее и воспитательное воздействие
- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности
Показатели речевого общения ребё нка:
- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)
- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Особенности словарного запаса :
- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик)
- отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов (правильный ответ)
- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи
Особенности звукопроизношения:
- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» (правильный ответ)
- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»
- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно
№ Этап СИТ Задачи Вариант игры Методические рекомендации
2 Игры разминки Побудить интерес к теме.
Совершенствовать умения доказывать свою точку зрения.
Расширить знания родителей о
благоприятных и неблагоприятных
факторах развития речи детей третьего года жизни. «Цветные зонтики» Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.
Предлагаю определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию.
Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные.
Вам нужно взять карточку, прочитать ее и встать около зонта, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментировать свой выбор.
Благоприятные факторы:
1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду и др. специалистам;
4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;
5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
Неблагоприятные факторы:
1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т. д.);
2. Замена общения просмотром телевизора;
3. Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
4. Дефекты строения артикуляционного аппарата;
5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»;
6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.
№ Этап СИТ Задачи Вариант игры Методические рекомендации
3 Игры творческого самоутверждения Учить родителей умению организовывать общение для планирования совместных пальчиковых игр с детьми способствующих развитию речи. «Игры из нестандартного оборудования» Как вы думаете, какие приемы можно использовать для развития мелкой моторики?
(это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счетными палочками, семенами и др.)
Все эти предметы доступны и есть в каждой семье.
Каждая команда берет один вид предметов и выполняет задание с этим оборудованием по теме «Весна».
4 Игры социоигрового приобщения к делу Научить родителей разным видам (с оборудованием и без него) массажа кистей и пальцев рук, и пальчиковым играм. Организовать процесс усвоения и закрепления дидактического материала. «Пальчиковая гимнастика и массаж кистей и пальцев рук» Учё ные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Речевое развитие идёт параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это дети, у которых есть и проблемы с речью.
Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук. Воспитатель предлагает родителям выполнить приёмы массажа на себе.
5 Вольные игры Расширить пространство знания и игрового действия. «Домашнее задание» У нас подобраны разнообразные игры на развитие мелкой моторики, вы можете выбрать одну из игр, взять ее домой и проиграть ее с ребенком. А можете изготовить свою игру, научить играть в нее ребенка и подарить игру группе. Обязательно снять видео или фото как вы играете с ребенком, и выложить в группу «Наши Звёздочки» в wk.
Заключительная часть:
Упражнение «Плодородный сад».
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам СИТ и пожеланиями на будущее.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече!