Наталья Шестакова
Конспект НОД по социальному миру «Вологодские чудеса» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
ТЕМА: «ВОЛОГОДСКИЕ ЧУДЕСА»
Цель:
Приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа.
Задачи:
1. Образовательные
познакомить детей с народным промыслом – вологодскими кружевами;
приобщать детей к народному искусству, опираясь на образцы народного
творчества;
учить видеть красоту кружева и кропотливый труд мастерицы;
Публикация «Конспект НОД по социальному миру „Вологодские чудеса“ (старшая группа)» размещена в разделах
формировать способность определять элементы узора кружев (круги,
полоски, волнистые линии, точки)
2. Развивающие
развивать интерес к народным традициям и обычаям;
развивать эстетическое восприятие;
обогащать и активизировать словарь детей (кружевница, коклюшки,
подзоры, сколок);
3. Воспитательные
воспитывать у детей интерес и уважение к труду народных мастеров,
создающих красивые вещи;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное
наследие;
Словарь: кружева; коклюшки; кружевница; подзоры; вилюшка;полотнянка;
сколок.
Развивающая среда: вологодские кружевные изделия, презентация «Волшебство вологодских кружев», коклюшки, валик, английские булавки,
нитки, аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с русскими кружевами, русскими костюмами; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рассматривание бумажных снежинок.
Ход
Воспитатель:
- Давным – давно, когда нас еще не было на свете, наши прапрабабушки очень любили собираться на посиделки. Вот и я приглашаю вас сегодня на посиделки.
Дети рассматривают кружевные изделия в центре «Я живу в России»
- Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда дети здесь красиво,
Аж захватывает дух?
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди мастера!
Воспитатель обращает внимание на разнообразие изделий.
- Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами. Вологодское кружево снискало себе мировую известность и стало символом всего русского кружева. Судьба у этого вида искусства счастливая. Народная песня поется сердцем и поэтому, передаваясь из поколения в поколение, всегда остается свежей и обновленной, как будто родилась она сегодня. Так и вологодские кружева изначально возникают в душах мастериц. Женские руки передают им неповторимость живых человеческих чувств.
- Дети, а на что похожи кружева? (ответы детей)
- Вологодские кружева своей плотностью, белизной и узорчатостью очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.
- Ребята, как называют людей, которые плетут кружева? (кружевницы)
На экране интерактивного стола появляется картинка «кружевница за рукоделием».
- Ведь в прошлом кружевницы лето и осень работали на полях и огородах, кружево плели зимой, ловя скупой свет сумрачного дня или горящей лучины. Долгими зимними вечерами они вспоминали летнее тепло, лесные поляны в цветах и ягодах, и из этих воспоминаний рождались узоры, в которых раскрывается красота родного края. О вологодском кружеве сложено немало стихов, песен и частушек.
Девочки рассказывают:
1. У меня на кофте белой
Кружева- снежиночки
Белые и нежные
Легкие пушиночки,
Наши прадеды посудой
Глиняною славились
А прабабки вологодским
Кружевом понравились.
2. Да, кружева плести –
Не рукавами трясти
Как заплетется
Так и наплетется.
3. Тонкая ниточка весело кружится,
Снежинками белыми стелется, вьюжится.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем кружева нужны? (предположения детей)
Кружевами украшали одежду и белье, а также интерьер комнаты.
- Ребята, хотите узнать, как же создавались такие ажурные, легкие кружева? (да)
Показ презентации «Волшебство вологодских кружев»
Слайд 2
- Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек-коклюшек, булавок и специальной плотной подушечки в форме валика.
Дети выходят к столу и находят коклюшки, обследуют их.
Слайд 3
На валик прикрепляют «сколок» — рабочий рисунок, который в виде точек и линий нанесен на плотную бумагу или картон, ведь его много раз будут использовать в работе.
Дети выходят к столу и находят сколок, рассматривают его.
Слайд 4
Нитки при плетении используют самые разные: хлопчатобумажные, льняные.
Дети выходят к столу и находят там нитки, рассматривают, обследуют их.
Слайд 5
Сидит кружевница, а перед ней — валик с коклюшками. Перекладывая коклюшки, кружевница ловко переплетает ниточки и получается узор. Кто хочет попробовать поработать с коклюшками?
2-3 ребенка выхолят и плетут кружева.
Воспитатель:
- Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется кружевнице. На самые сложные и ажурные узоры иногда требовалось более ста коклюшек.
Физкультминутка
- А сейчас поиграем в музыкальную игру «Придумай и заплети узор» под русскую хороводную «Березка» (запись в исполнении оркестра «Русская балалайка»). Дети водят хоровод, выполняя при этом разные перестроения: идут змейкой, заводят улитку, выворачивают круг, проходят в воротики.
Воспитатель:
- У вологодского кружева свои элементы узоров. Обратите внимание: главный — «тесьма-полотнянка». Когда она начинает виться, то ее называют «вилюшкой». Не менее важный элемент «сетка-решетка», которая служит фоном. Решеток разного вида очень много. Есть в кружеве элемент «насновки» — небольшие фигурки очень плотного плетения. В вологодском кружеве есть самостоятельные элементы-рисунки: снежинки, елочки, цветы, птицы.
- Да, это была очень трудная работа – плести кружево. Все приходилось делать своими руками. Поэтому девочек с раннего детства приучали к труду, в том числе учили плести кружево. Девочки готовили себе приданое к свадьбе. Хранили они свое приданое в сундучках.
Заключительная часть
На экране интерактивного стола слайд «Спасибо за внимание!»
Воспитатель:
- Подведем итог. Что нового сегодня вы узнали?
Что вам понравилось, запомнилось?
С какими трудностями столкнулись?
Что еще хотите узнать о вологодских кружевах?
Ответы детей.
- Об этом мы обязательно еще поговорим, но в следующий раз. А сегодня я благодарю вас за совместную деятельность и предлагаю вам отдохнуть и еще раз рассмотреть кружевные изделия.