МААМ-картинки

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «В стране волшебной математики»

Елена Макарина
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «В стране волшебной математики»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.

Выбор темы моего кружка состоит в том, что по итогам проведенного мониторинга общеразвивающей деятельности детей в образовательной деятельности «Познавательное развитие» (ФЭМП, проводимого в конце 2023-2024 учебного года, дети группы «Незабудки», показали слабый уровень развития, по следующим критериям: количество и счет, геометрические фигуры, определение величины, ориентировка во времени, пространстве, на плоскости; решение логических задач.

При составлении программы кружка «В стране волшебной математики», особое внимание уделила на вышеупомянутые критерии.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Организации кружка «В стране волшебной математики» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи кружковой работы:

1. Развивать интерес к математике у дошкольников;

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Основными принципами программы математического кружка являются:

– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Работа распределяется по разделам:

• Количество и счет,

• Ознакомление с геометрическими фигурами,

• Определение величины.

• Ориентировка во времени и в пространстве.

• Решение логических задач.

Режим занятий: Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия с детьми 5- 6 лет не более 25 минут. В год 36 занятий. В кружке задействованы все дети группы. Большую часть программы составляют практические занятия.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Методы, используемые в работе кружка:

- игры-эксперименты,

- модели, схемы.

- развивающие игры.

- логические задачи.

- здоровьесберегающие задачи.

- ИКТ

Предметно-развивающая среда:

1. Подбор методической литературы, создание дидактических игр, раздаточного материала.

2. Обучающие познавательные занятия.

3. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Форма проведения итогов реализации кружка «В стране волшебной математики»:

1. Итоговое обобщающее занятие.

2. Фотовыставка «Мы – юные математики».

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной

программы «В стране волшебной математики».

Месяц № Тема Программное содержание Методические приёмы

Сентябрь

1 Мониторинг (Диагностика на начало учебного года) Выявить уровень знаний старших дошкольников Беседа, вопросно-ответная форма работы.

2 Вводное занятие «Для чего нужна математика?». Познакомить и дать общее понятие об элементарных математических представлениях. Рассказать об истории появления математической науки. Определить важность математической науки в жизни человека. Беседа, рассказ, применение ИКТ

3 Закрепление. Числа 2-3. Учить составлять числа 2-3 из единиц; учить работать в тетради. Упражнять в счете; развивать глазомер, быстроту реакции, сообразительность.

-«Кто потерял своё место?»

- п/и «Девочки - мальчики»

4 Закрепление. Число 4. Учить составлять число 4 из единиц; учить умению соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в умении сравнивать предметы (выше - ниже – ещё ниже в пределах 4). -«Выше – ниже»

- подвижно - дидактическая игра «Башни»

Октябрь

1 Закрепление. Число 5. Учить составлять число 5 из единиц; упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

-«Считай дальше»

-«Уравняй по-разному»

-«Что, где находится?»

-логическая игра «Найди фигуру»

2 Количество и счет. Закреплять счет в пределах 5. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

-«Расставь числа по порядку»

-«Назови следующее, предыдущее число»

-«Назови соседей числа»

-«Назови меньше на 1, больше на 1»

3 Геометрические фигуры Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

-«На что похоже?»

-«Составь квадрат, треугольник»

-«Весёлый счёт»

-«Подбери пару»

-«Укрась коврик»

- логическая игра «Что перепутал художник»

4. Овал и круг. Сходства и различия овала и круга Дать понятия о геометрической фигуре «Овал». Определить сходства и различия овала и круга.

- «Сосчитай-ка»

- логическая игра «Логические задачки»

- «Весёлый счёт»

Ноябрь

1 Четырехугольник Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь». - «Фигуры в окружающих предметах»

- логическая игра «Что лишнее»

-«Что, где находится?»

2. Трапеция, ромб Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

- Логическая игра «Учим фигуры»

-«Длиннее, короче»

-«Трапеция, ромб»

3. Измерение и величина Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек. Учить различать величину «Длинный, короче, еще короче, самый короткий»

-«Сравни по длине»

-«Продолжи счёт»

-«Увеличь на один»

4. Число и цифра 6 Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить считать в пределах шести, соотносить цифру с числом; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

- Логическая игра «Малыш и Карлсон»

-«Сбоку - рядом»

Объяснение, рассказ, вопросно-ответная деятельность

Декабрь

1 Числа и цифры от 1 до 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «+» и «-» Закрепление знаний о цифре 6. Знакомство с математическими знаками «+», «-». - «назови больше на 1, меньше на 1»

- «назови соседей»

-«назови следующее и предыдущее число»

2 Число и цифра 7 Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

- «Какой цифры не стало?»

- логическая игра «Продолжи счёт»

-«Калейдоскоп»

3 Далеко - близко Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко». - логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

-«Раздели на части»

-«Далеко-близко»

-«Измерь длину»

4 Число и цифра 8 Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

- «Посчитай и скажи ответ»

- логическая игра «Части суток»

-«Число 8»

Январь

1 Число и цифра 9 Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

- логическая игра «Давай посчитаем»

-«Живая неделя»

-«Сосчитай, не ошибись»

2 Календарь Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

- логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»

-«Сосчитай, не ошибись»

-«Что такое календарь?»

3 Число и цифра 0 Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах 9; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах 9; учить составлять группу из отдельных предметов.

- логическая игра «Мурка в зоопарке»

- «Который по счёту?»

4 Число и цифра 10 Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей. - логическая игра «Найди лишнее»

-«Число 10»

-«Продолжи счёт»

-«Составь фигуру из палочек»

-«Живая неделя»

Февраль

1 «Количество и счет». Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку.

-«Продолжи счёт»

-«Сосчитай, не ошибись»

2 «Количество и счет». Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

- «Который по счёту?»

-«Сосчитай, не ошибись»

3 Неделя Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; развивать воображение.

- логическая игра «Магазин игрушек»

-«Живая неделя»

-«Составь узор»

4 Месяц Познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам.

-«Живая неделя»

- компьютерная игра «Свойства фигур»

- логическая игра «Времена года»

Март 1 Соотнесение числа и цифры. Знакомство с новыми математическими знаками «>» и «<». Учить соотносить число с цифрой; различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?»; составлять число из единиц; учить сравнивать числа при помощи знаков «>», «<».

- логическая игра «Учим цифры»

- «Сколько? Который?»

- «Составь из единиц»

- «Сравни числа»

2 Ориентировка в пространстве Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

- логическая игра «Математический мультконцерт»

-«Назови адрес»

-«Сложи также»

3 Ориентировка во времени Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; закрепить понятия «Вчера», «Сегодня», «Завтра».

- логическая игра «Признаки предметов»

-«Составь узор»

-«Назови адрес»

- «Когда это было?»

4 Часть и целое. Познакомить с математическими понятиями «Целое» и «Часть». Закрепить знания о геометрических фигурах. - игра «Мы делили апельсин»

Апрель 1 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Левая и правая рука» Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

- пальчиковая гимнастика

- показ

- объяснение

2 Графический рисунок Учить детей работать в тетради в клетку. Закреплять понятия влево, право, вниз, вверх. Развивать умение обводить по клеткам и работать с простым карандашом. Закреплять порядковый счет. - пальчиковая гимнастика

- показ

- объяснение

3 Количество и счет. Решение математических задач. Знаки «>», «<», «=» Познакомить с понятиями математических равенств. Познакомить со знаком «=». Продолжать тренировать в решении математических задач. Работа в тетради. - «Заполни пустые клетки»

- «Посчитай предметы и соотнеси их с цифрой»

4 «Решение логических задач» "Задачи на действия" (сложение и вычитание)». Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

- пальчиковая гимнастика

- показ

- объяснение

Май

1 «Решение логических задач». Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

- пальчиковая гимнастика

- показ

- объяснение

2 Счет в пределах 10 Закреплять знания и умения при счете в пределах 10. Тренировать в решении простых математических задач. Повторение названий дней недели и частей суток.

- «Что сейчас, а сто потом»

- «Реши задачку»

3 Итоговое обобщающее занятие Обобщить знания детей, полученные за год.

4 Диагностика Проверка уровня знаний, полученных воспитанниками в течении учебного года.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Конспект итогового интегрированного занятия для детей 5–6 лет «В стране знаний» в группе дополнительного образованияКонспект итогового интегрированного занятия для детей 5–6 лет «В стране знаний» в группе дополнительного образования Центр дополнительного образования «Юные таланты» Московская область. Составила и провела: Педагог дополнительного образования Эшимбетова.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «В стране волшебной математики»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 15:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «В стране волшебной математики»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макарина (УИ 767155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД