Ирина Голубева
Познавательно-творческий проект «Календарь юных экологов» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
ВИД ПРОЕКТА: познавательно-творческий
УЧАСТНИКИ: воспитанники подготовительной к школе группы, родители
(законные представители,
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный (сентябрь 2024 года- июнь 2025
года)
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; социально-
коммуникативное развитие; физическое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Организация проекта – это попытка направить неутолимую жажду детей к новым
впечатлениям, их любознательность и стремление самостоятельно искать новые сведения о мире в экологическое «русло». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, через активности – игровую, поисково-познавательную и продуктивную, творческую; включение в развивающие игры и
ситуации, которые создают положительный эмоциональный фон и обеспечивают необходимый уровень усвоения экологических знаний, выработку заинтересованного отношения к природе.
В дошкольном возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
ЦЕЛЬ
Формирование у участников проекта – детей подготовительной к школе группы, родителей и
педагогов экологически ориентированной системы ценностей, элементарных навыков экологической грамотного и безопасного поведения, развитие потребности любви к природе.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Деятельность различных экологических организаций и движений в настоящее время в большинстве своем ориентирована на школьников и взрослых, информация экологически ориентированных сайтов не адаптирована для дошкольников, но при «переводе на детский язык» очень полезна современным детям. Дошкольники уже сейчас могут понять, как важно применять уже в настоящее время, каждым из нас такие необходимые для сохранения природы и окружающей среды действия, приобщаться к эко привычкам - экономить свет и воду, сортировать мусор, пользоваться
многоразовыми сумками, заботиться о птицах, растениях, животных, не загрязнять природу и др.
Не знание детьми, родителями и педагогами основ экологического образования и
безответственное отношение к природе, отсутствие практических навыков, эстетических
переживаний, сопереживания живым существам ведет к разрушению мира, как огромного дома, в
котором мы все живем.
ЗАДАЧИ
- заинтересовать детей старшего дошкольного возраста и родителей экологическими проблемами посредством знакомства с экологическим календарем;
- сформировать понимание того, что состояние окружающей среды зависит от соблюдения правил поведения взрослых и детей, что простые экологически ориентированные привычки очень важны для сохранения природы;
- расширить общий кругозор детей, внедрив в познавательную деятельность с дошкольниками обзоры новостей.
- использовать разнообразные формы совместной деятельности с дошкольниками, подчиненные целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе, участие в
творческих конкурсах, интеллектуальные турниры, организация физкультурных досугов и т. д.);
- способствовать развитию творческих способностей дошкольников, создать видеоролики с экологической тематикой, оформить детскими рисунками «Календарь юного эколога»;
- воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности посредством участия в экологических акциях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Проект «Календарь юного эколога» представляет собой систему разнообразных мероприятий с
различными видами детской деятельности, которые способствуют формированию у старших дошкольников экологической культуры.
В основе тематики мероприятий - календарь с датами экологической направленности.
Интегрирующий подход проекта позволяет объединить мероприятия в помещении и на улице,
участие в игровой деятельности, проведение праздников, конкурсов, прогулку в парк, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с родителями и педагогами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обсуждение с педагогами, что можно сделать в рамках проекта.
Подготовительная работа с детьми (беседа с объяснением задач проекта). Составление плана по реализации проекта.
Определение места и содержания каждого мероприятия, подготовка к нему:
-подбор информации для дошкольников по данной теме; подготовка презентаций;
- определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;
- планирование деятельности, направленной на реализацию проекта с учетом мнений дошкольников;
- изготовление (приобретение) пособий и игр, наглядного материала для обогащения развивающей среды группового помещения.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Физкультурно-познавательные досуги «День леса»,
«Очистим планету от мусора», «День защиты животных»,
«Синичкин день».
Прогулки в парк Мещерский: сбор фотоматериалов о
парке, наблюдение за экологической обстановкой в парке,
изучение знаков поведения в парке, игровые задания и беседы.
Турнира «Почемучек» ко Дню экологических знаний.
Туры - «Загадки мудрой совы», «Экологические знаки»,
«Угадай птицу».
Встречи, организованные по инициативе детей с презентациями о диких животных к «Дню защиты животных» и рассказами о домашних питомцах в
«День защиты домашних животных».
Цикл встреч «Среда обитания» со специалистом ООПТ города Москвы по обсуждению плакатов комплекта «Юные экологи Москвы» и экологических видео по темам: «Наш дом природа», «Откуда в городе вода?», «Откуда берется мусор?», «Опасные отходы», «Охрана воздуха» и другие.
Ежемесячные обзоры познавательных новостей
«ВКонтакте с Мосприродой» со страниц ГПБУ
«Мосприрода» и ЭПЦ «Московский эколог» в социальной сети «ВКонтакте», обсуждение материалов и знакомство с предстоящими экологическими конкурсами и мероприятиями в городе.
Просмотр видеороликов «Ребятам о зверятах» с сайта развивающих игр и занятий с дошкольниками проекта ГМЦ «Игры и занятия для дошкольников».
Организация выставок и участие в конкурсах
рисунков «Осень на природных территориях» и Всероссийском конкурсе «Эколята – друзья и
защитники и природы»
Участие в экологических акциях
«Бумажный бум», «Батарейки, сдавайтесь!»
«Покормите птиц зимой!»
(подкармливали птиц на участке, мастер-класс по
изготовлению эко-кормушек, рисунок на снегу с эмблемой
акции, создание видеоролика).
Игровая деятельность
с материалами лепбука «Экологический калейдоскоп»
«Марафон видеороликов о защите природы»:
«Берегите лес», «Наш дом природа», «Покормите птиц
зимой», «Вторичная переработка», «Мещерский парк»
«Календаря юного эколога» с рисунками дошкольников
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оформление итоговой выставки творческих работ
«Календарь экологических дат»
Представление продукта совместной деятельности в виде настенного календаря для младших дошкольников
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДАЛЬНЕЙШАЯ НАША РАБОТА
Повышение уровня экологической культуры детей и родителей и активное участие в природоохранной и экологической деятельности, участие в создании видеороликов для дошкольников экологической
направленности и экологических акциях «Бумажный бум»,
«Батарейка-сдавайся», «Покормите птиц зимой» и других.
Список используемой литературы
1. Методическими рекомендациями к учебно- методическому комплекту «Юные экологи Москвы». М. :2015
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М., 1993.
4. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 2005.
Интернет-источники
1. ГПБУ "Мосприрода"- https://vk.com/mospriroda
2. ЭПЦ "Московский эколог" - https://vk.com/mos.ekolog
3. Актуальные материалы и полезные ссылки для организации развивающих игр и занятий с дошкольниками в группе и дома «Игры и занятия для дошкольников" - http://deti.mosmetod.ru/