Ирина Лазарева
Конспект социального занятия по толерантному отношению к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья для 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект социального занятия по толерантному отношению к людям,имеющим ограниченные возможности здоровья
Тема: «Знакомство с миром людей, в котором не видят и не слышат»
Цель:
1. Формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;
2. Расширение информированности детей о проблемах слепоглухих людей.
Задачи:
1. Заинтересовать детей вопросами помощи людям, имеющих сенсорные нарушения;
2. Способствовать разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами.
Публикация «Конспект социального занятия по толерантному отношению к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья для 1–4 классов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Оборудование:
- компьютер, подключенный к проектору и звуковым колонкам
- экран для проектора;
- шарфики или платки для глаз;
- овощи и фрукты для узнавания на ощупь;
- таблицы Дермография и Дактилология.
Аудитория: обучающиеся 1- 4 классов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Выходит ведущий с закрытыми глазами и приветствует детей.
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня почему- то вас не вижу. А если не видишь, как можно понять, что вы здесь? Сколько вас? И где вы?
Я с вами поздоровалась, теперь вы поздоровайтесь друг с другом. Положите свои руки на плечи соседей, закройте глаза и молча всем сердцем пожелайте всем доброго дня.
2. Актуализация знаний.
И так, ребята, вы догадались, о каких людях сегодня на нашем уроке пойдёт речь?
Я хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят и не слышат.
-Встречали ли вы людей, которые не видят?
- Как вы догадались, что они не видят?
- Как мы называем таких людей? (Таких людей мы называем слепыми, слабовидящими или незрячими)
- Встречали ли вы людей, которые не слышат?
- Как вы догадались, что они не слышат?
- Как мы называем таких людей? (Таких людей мы называем глухими или слабослышащими.)
- А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит?
- Как вы думаете, трудно ли этим людям ориентироваться в пространстве, общаться с другими людьми?
- Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? (Обоняние и осязание)
- А как мы можем помочь таким людям?
Показ видеоролика «Мир слепоглухих».
3. Изучение нового материала.
Слепоглухота – двойное нарушение зрения и слуха. Как не обидеть слепоглухого человека? Как помочь слепоглухому человеку?
Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком.
- Вы знаете печатные буквы? Помните, как они выглядят?
Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».
Получилось? Как вы думаете, почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
(Учитель демонстрирует табличку.)
Предлагаю разбиться на пары и попробовать написать одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова : «молодец», «умница».
Давайте обсудим : что было трудно? Почему? (Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения. Далее участники меняются ролями.)
Ещё один способ общения – буквы можно писать на спине.
Другая азбука называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определённая конфигурация пальцев.
(Учитель показывает соответствующую таблицу и раздаёт образцы детям)
Давайте научимся говорить при помощи пальцев слова «мама», «папа», «баба», «деда». А теперь споём пальчиками «ля-ля», посмеёмся «ха-ха-ха».
4. Вывод.
Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей не шуточные.
Они своей целеустремлённостью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учёбе, творчестве, спорте, подают нам пример, как нужно преодолевать трудности.
С 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который правильнее называть Международным днём людей с инвалидностью.
Традиционно в этот день в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия с участием общественных организаций инвалидов в целях привлечения внимания всего общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.
5. Практическое занятие.
1. Угадай, что в корзине?
На парте стоит корзина с овощами и фруктами. Приглашаются три добровольца. Каждому завязывают глаза. Предлагают достать из корзины предмет и опознать его на ощупь.
Добровольцам развязывают глаза и предлагают рассказать о чувствах, которые они испытывали.
2. Кто ты?
Приглашаются 6 добровольцев(3 девочки и 3 мальчика). Девочкам завязывают глаза. Мальчиков просят протянуть руки вперёд. Девочки пытаются ощупать руки и головы мальчиков и угадать кто это.
После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того кто воспринимал совершаемые с ним действия. Как они догадались, кто перед ними стоит? (по одежде, по памяти, по звукам, по причёске)
6. Итог занятия.
Вот мы с вами и попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением и слухом, чтобы ориентироваться в окружающем его мире. В мире, в котором не видят и не слышат, но стараются жить полноценной жизнью. И мы с вами, кто слышит и видит, должны помочь таким людям ощущать окружающий мир в звуках и красках.
Спасибо всем за внимание и участие! А теперь давайте похлопаем друг другу как хлопают слепоглухим людям. Как? Потопаем!