Лариса Андрова
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников 4–7 лет с
Чтобы воспитать любовь к родным местам,
гордость за свой народ,
нужно научить детей любить
не придуманную нами Родину,
а такую, какая она есть.
А любить и беречь можно, только то,
что чувствуешь, знаешь, понимаешь
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, селу, детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников 4–7 лет с» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Темочки
Российские исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают в качестве одного из решения проблемы патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины – России, и того региона, где они проживают.
Вот поэтому мы придерживаемся принципа «Идти надо от близкого к далекому».
В нашей работе мы раскрываем направление «Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом».
Целью работы является развитие представлений у дошкольников о родном селе – Ленино, путем общения и взаимодействия.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1. Составить перспективный план и включить его в режим дня дошкольников.
2. Изучить литературу по нравственно - патриотическому воспитанию, а также обогатить РППС в группе: собрать наглядный материал в картотеки, альбомы, видео записи, оформить патриотический уголок.
3. Познакомить родителей с данным направлением работы.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (4-7 лет)
Знакомство дошкольников с родным селом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого села, историю его возникновения. Поэтому работу проводили последовательно, от более близкого, знакомого.
Ознакомление, начали с наблюдения ближайшей улицы, на которой находится детский сад. Рассказали детям о ее названии, рассмотрели различные дома, обращая внимание на то, что у каждого дома свой номер, познакомили с понятием «улица». Показали воспитанникам, что кроме детского сада, в нашем селе есть и другие объекты: такие как школа, магазин.
Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с родным селом, совершали целевые прогулки по ближайшим улицам. Рассматривая объекты: школу, фельдшерский пункт, памятник воинам ВОВ, почту, магазин, ферму, Дом культуры, рассказывали о их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства человека. Во время прогулок дети любовались и восхищались красотой родного села. Свои впечатления они отражали в рисовании на тему: «Улица села». Большое значение имели беседы с дошкольниками на темы : «Моя малая родина», «Как мы с семьей праздновали 9 Мая», в которых воспитанники рассказывали, о самых интересных запомнившихся моментах.
Затем мы знакомили детей с достопримечательностями села. Во время экскурсии к Памятнику воинам ВОВ, еще раз показали и рассказали детям, что люди помнят и чтят имена тех, кто отдал жизнь за счастье людей. Рассматривая фотографии, сделанные во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали интересные запомнившиеся факты о родном селе. Свои впечатления дети отражали в продуктивных видах деятельности: рисовании «Мое село», конструировании «Улицы села».
Традиционно мы с детьми принимаем участие в праздниках улиц, которые ежегодно проходят в середине лета, так как наше село цветущее. Также традиционно отмечаем День рождения села. Нашему селу уже 137 лет. Живет и процветает наше ООО «Ленинское», и у нашего совхоза тоже есть свой день рождения – сентябрь 1919 года. Мы с детьми с большим удовольствием всегда поздравляем наш совхоз и принимаем участие в праздничных концертных программах.
Одна из задач патриотического воспитания – уважение к трудящемуся человеку. Наблюдая за сельчанами и их трудом по благоустройству села, за работой машин на улицах, рассказали детям о том, что родное село это - село-труженик. Знакомя дошкольников с трудом взрослых, организовали экскурсии на почту, в фельдшерский пункт, где воспитанники познакомились с профессиями работников социальной сферы, и их назначением. Полученные представления о труде взрослых, дети вносили в свои сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница».
На информационном стенде для родителей, размещали советы и рекомендации по знакомству дошкольников с родным селом. Провели для родителей консультацию по теме «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей в семье», акцию «День чистоты и добрых дел». Итогом стало изготовление памяток для жителей села. Совместно с семьями воспитанников оформили альбом «Моя семья». Стараясь научить ребенка искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, организовали фотовыставку «Дом, в котором я живу». Презентуя фотовыставку, дети с гордостью рассказывали о своем доме, о своих родных. В семейных конкурсах рисунков «Как я вижу свой поселок», «В дружбе нашего села-огромная сила», дети совместно с родителями нарисовали лучшие уголки поселка, в которых им очень нравиться проводить свободное время. Большинство воспитанников отразили в рисунках наш парк «Сатиной», облюбовавшее им место, где находилось первое здание детского сада, где в ходе прогулок мы играли в словесные игры такие как: «Цветок вежливых слов», «Поделись улыбкой» и другие.
Вместе с родителями в детском саду проводили с детьми беседы в игровой форме, экскурсии по детскому саду, рассматривали альбомы, знакомились с тем, как раньше проводили праздники и развлечения маленькие дошколята, в какие игрушки играли, также знакомились с первыми выпускниками и сотрудниками детского сада и конечно же первой заведующей. Включение родителей в данную работу позволило повысить ее эффективность.
Так же одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с родным селом является взаимодействие с сельской библиотекой. Педагог - библиотекарь проводила познавательные часы, в игровой форме прошла встреча «Наши добрые сердца», во время совместной деятельности были оформлены фотоальбомы «История возникновения села», «Моя малая Родина».
Чтобы воспитать любовь к родным местам, гордость за свой народ, нужно научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Продолжая знакомство старших дошкольников с родным селом, старались показать, как оно красиво и современно.
Таким образом, в знакомстве с родным селом, краем, страной с их достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осваивает путем общения окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Перед нами в стоит задача создать дружный организованный коллектив, научить вместе играть, дружить, потому что освоение ребенком культурных и общечеловеческих ценностей, норм поведения, невозможно без взаимодействия и общения.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину!.
Достигнутые результаты: систематическая планомерная работа по воспитанию патриотических чувств способствовала появлению у детей интереса к истории поселка Ленино, к его культуре, достопримечательностям, обычаям и традициям. Отношения детей в игровой и трудовой деятельности стали более дружескими, полученные знания, отражаются в добрых делах и поступках на благо малой родины. Обогатилась система отношений детского, родительского и педагогического коллективов.
5 шагов для реализации события в практической деятельности:
1. Создание условий для изучения истории, традиций, культуры села.
2. Организация участия детей в продуктивных видах деятельности, играх.
3. Привлечение родителей к участию в акциях, конкурсах, выставках.
4. Создание фотоальбома «Каким было наше село и каким стало» и сборника стихов «Моя малая Родина-Ленино» (семейное словотворчество)
5. Оборудование центра краеведения: «Ленинская изба»