Ольга Денисова
Конспект занятия «Снег — это интересно» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Снег – это интересно!» с детьми старшей группы
Цель: формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом, способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств снега.
Задачи:
Познавательное развитие: расширять и уточнять представления детей о снеге, учить наблюдать, развивать любознательность.
Публикация «Конспект занятия „Снег — это интересно“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Речевое развитие: упражнять в образовании однокоренных слов, развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественно-эстетическое развитие: учить рисовать снежинку, передавать в изображении основные ее свойства, характерные детали, расположение частей относительно друг друга.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание участвовать в совместной деятельности
Физическое развитие: учить детей выполнять гимнастику для глаз.
Материал: презентация (1 слайд – картинки: снежки, снегурочка, снегирь, снегоуборочная машина, снеговик; 2 слайд – зимний пейзаж, 3 слайд - снежинки (возможна анимация – сверкают, движутся, 4 слайд – снежинки для рассматривания, экран, проектор, указка, карточки – схемы: знак вопроса, люди, компьютер, книга, руки, ребенок; текст рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», растаявший снег в тазике, 3-4 таза с сухим снегом, лупы 6-8 штук, снежинка крупная, бумага акварельная А4 (можно1/2 листа) темного цвета, гуашь белая, баночки с водой, кисточки для рисования, розетки с крупной солью.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме, наблюдения за снегом на прогулке.
Ход НОД.
Организационный момент:
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Сегодня загадка для вас не простая, она на экране (1 слайд). Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Дети высказывают свое мнение по очереди, объясняют, почему они так думают ( например: я думаю, что мы будем говорить о, потому что)
Следует выслушать 2-3 ответа.
Воспитатель обобщает ответы детей. Если дети скажут, что говорить мы будем о снеге, то воспитатель хвалит их: «Молодцы, отгадали мою загадку».
Если правильного ответа не будет, то следует назвать все картинки и предложить детям подумать, чем же похожи все эти слова.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами действительно будем говорить о снеге, потому что наступила зима, и снег покрыл всю нашу землю, словно белое покрывало (2 слайд) Полюбуйтесь:
Под голубыми небесами великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…
Основная часть:
Воспитатель: Давайте посмотрим в окошко. Где лежит снег?
Дети: на земле, на крыше веранды, на деревьях, на постройках и т. д.
Воспитатель: Как много снега! Ребята, а что можно из снега делать?
Дети: лепить снеговика, делать горку и др.
Воспитатель: Дети, а хотите, я расскажу вам, что слепил мальчик Алеша?
Дети: да.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» : …А колобок где? Как вы думаете?
Дети высказывают свое мнение по очереди.
Воспитатель побуждает детей доказывать свою точку зрения:
Воспитатель: А может, колобок убежал, как в сказке про колобка?
Воспитатель: А может, колобка кто-то взял поиграть?
Воспитатель: А может воспитательница вытряхнула штаны, и колобок упал из кармана?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что колобок растаял, так как около шкафчика была лужа и из кармана вода капала, а снег, когда тает, превращается в воду. Колобок не мог никуда деться, потому что два уголька и две палочки остались в кармане.
Воспитатель: Ребята, а ведь я сегодня утром тоже занесла снег, чтобы мы на занятии его рассмотрели. Как вы думаете, что с ним стало?
Дети: растаял, превратился в воду.
Воспитатель предлагает детям посмотреть. Что стало со снегом?
Воспитатель: Почему он растаял?
Дети: потому что в группе тепло, а снег в тепле тает, превращается в воду.
Воспитатель: Придется снова занести снег с улицы. Ребята, а вы пока закройте глазки и посчитайте вместе громко от 10 до 1.
Дети считают.
Воспитатель заносит 3-4 таза с сухим снегом с балкона.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой снег?
Дети холодный, белый, пушистый, сверкающий и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что снег может делать?
Дети: падает, сверкает, идет, летит и т. д.
Воспитатель ждет ответа: скрипит. Если дети это слово не называют, то воспитатель обращается к гостям с тем же вопросом.
Воспитатель: снег скрипит. Вы слышали, как скрипит снег под ногами? А почему он скрипит? Ребята, давайте попробуем сегодня узнать, почему скрипит снег. Интересно?
Воспитатель выкладывает на доске (или рисует) знак вопроса.
Воспитатель: Ребята, как нам узнать, почему скрипит снег?
Дети предлагают спросить у гостей, подумать, посмотреть в интернете и др.
Воспитатель выкладывает на доске соответствующие карточки (или рисует схематично)
Воспитатель: Какой же способ нам сегодня подойдет? А давайте мы сами будем учеными, будем изучать снег.
Дети соглашаются.
Воспитатель: давайте посмотрим, из чего состоит снег? Чтобы было лучше видно, возьмите волшебное увеличительное стекло, которое называется – лупа.
Дети рассматривают снег через лупу, приходят к выводу: снег состоит из снежинок.
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня большая снежинка.
Воспитатель проводит гимнастику для глаз:
Мы снежинку увидали, за снежинкой наблюдали.
Снежинки вправо полетели – глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели – глазки влево посмотрели.
Вправо – влево, вправо – влево.
Снежинки ветер вверх поднял, и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз, вверх и вниз,
Все на землю улеглись (дети приседают и закрывают глаза ладошками)
Воспитатель обращает внимание детей на экран (3 слайд) : Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки:
Свето-пушистая Снежинка белая
Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится,
Не в высь лазурную, На землю просится.
Но вот кончается дорога дальняя
Земли касается Звезда кристальная
Лежит пушистая Снежинка смелая
Какая чистая, Какая белая!
Воспитатель: Ребята - ученые, посмотрите на снежинки. Они одинаковые? (4 слайд)
Дети: нет, все снежинки разные.
Воспитатель: чем же они все-таки похожи?
Возможно, дети будут называть свойства: белые, холодные и др. Воспитатель подводит детей к тому, что у всех снежинок 6 лучиков (например, предлагает посчитать лучики у одной, у другой и у третьей снежинки).
Воспитатель: А что будет со снежинками, если мы сожмем снег, или наступим на него ногой?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель подводит детей к тому, что снег – это много-много снежинок, у каждой снежинки 6 лучиков, и когда мы наступаем на снег, лучики у снежинок ломаются, поэтому мы слышим звук, похожий на скрип.
Воспитатель предлагает детям попробовать сжать снег, нажать на него ладонью, услышать скрип.
Воспитатель: давайте сейчас посмотрим, что стало со снежинками через лупу.
Дети: снежинок не видно, они слиплись, сломались.
Воспитатель: Как обидно… а давайте мы снежинки нарисуем.
Дети соглашаются.
Воспитатель: Кто хочет показать, как нарисовать снежинку?
Ребенок по желанию показывает, как нарисовать снежинку. Если показывает правильно, то воспитатель хвалит его. Если нет, то воспитатель обращает внимание детей, что у правильной снежинки всегда 6 лучиков, расположенных равномерно, на одном расстоянии друг от друга, и показывает, как правильно нарисовать снежинку.
Воспитатель: Чтобы снежинка сверкала, я посыплю по мокрой краске немного соли. Только потом надо подождать, пока работа высохнет.
Дети рисуют снежинки (можно включить тихую спокойную музыку)
Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Ребята, покажите гостям, какие замечательные правильные снежинки у вас получились.
Итог:
Воспитатель: Ребята, что интересного мы сегодня с вами узнали о снеге?
Дети рассказывают, что они узнали о снеге.
Воспитатель: А смогли ли мы с вами найти ответ на вопрос? (воспитатель обращается к карточке с вопросом) Как?
Дети: мы сами смогли ответить на вопрос, когда провели небольшое исследование. Мы были учеными.
Воспитатель: Снег будет укрывать нашу землю всю зиму, и мы с вами сможем наблюдать за ним на прогулке. Может, узнаем еще что-то интересное.