Получи документы

Конспект занятия «Слова-антонимы»

Вера Соловьева
Конспект занятия «Слова-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы

• умение употреблять в речи слова-антонимы;

• упражнять в подборе слов, с противоположным значением;

• развивать понимание переносного смысла пословиц;

• развивать буквенный синтез, слуховое и зрительное восприятие;

• развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку;

• воспитывать умение работать в коллективе;

• прививать любовь к богатству народной культуры.

Оборудование:

• ребус «Отгадай слово»;

• костюмы скоморох;

Публикация «Конспект занятия „Слова-антонимы“» размещена в разделах

• русские народные костюмы;

• карточки с пословицами для чтения;

• мультимедийное оборудование.

Дети входят в зал под музыку, заводят круг, становятся полукругом.

Добрый день гости званные и желанные!

Милости просим!

Рады гостям,

Как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

Ребенок читает стихотворение «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- «Доброе утро!»

- «Доброе утро!»

- Солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Давайте дети улыбнемся друг другу в глазки и скажем: «Доброе утро!»

«Доброе утро, Саша.»

Все вместе: «Доброе утро, дорогие гости!»

Дети, сегодня с вами отправимся в небольшое, необычное путешествие. А вот куда мы сегодня с вами отправимся, вы узнаете, когда угадаете ребус.

Задание:

Расставь буквы по порядку и прочти получившееся слово.

Какое слово у вас получилось? Правильно, слово «ярмарка». Мы туда сегодня с вами отправляемся.

А вы знаете, что такое ярмарка? (Ответы детей)

Ярмарка – это регулярно устойчивый торг, на котором съезжались люди для продажи и закупки товаров. Ярмарка - это своего рода душа русского народа со своими порядками и традициями. Это самый большой праздник. Самая маленькая ярмарка объединяла несколько деревень, а на большую съезжались множество народа из разных мест. На ярмарке можно было встретить, как богатых купцов, так и бедных крестьян. Продавцы умело и ловко обрабатывали зазевавших покупателей. Тут можно было все купить и отборную клюкву и горячие оладушки. Торговые лавки быстро пустели, а сундуки покупателей пополнялись разным товаром.

Дети посмотрите, какое яркое лучистое сегодня.

Солнышко разгорается,

Наша ярмарка открывается.

Ни одну ярмарку невозможно представить без криков уличных торговцев и зазывал.

Зазывалы выходите, всех на ярмарку зовите.

Дети зазывалы:

«Эй, народ честной да удачливый,

На нашу ярмарку поворачивай,

Все ряды с утра позахвачены,

Уйма всякого добра

Всякой всячины».

«Тары, бары – растобары,

Есть хорошие товары.

Не товары – сущий клад,

Разбирайте нарасхват».

«Коль на ярмарку пришли,

Так гуляйте!

Неразменены рубли разменяйте!»

«Почтенные господа.

Пожалуйста все сюда!

Народ собирается

Ярмарка открывается!»

Подходите, люд честной,

Люд божий!

Покрытый рогожей!

Не за медный пятак

Все покажем вам за так!»

«Что душа твоя желает,

Все на ярмарке найдешь.

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!»

«Ярмарка открыта

Народом площадь вся покрыта.

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза»

Ни одна ярмарка не обходилась без певцов, музыкантов, дрессировщиков, скоморох. Вот и нас на ярмарке встречают скоморохи.

Выходят двое детей в костюмах скоморох со словами :

- Ну и жара!

- Да ты что! Холодно!

- Я весь покраснел.

- А я весь побелел.

- Ты, что такой кислый?

- А ты, чего такой сладкий?

- А ты чего такой грустный?

- А ты чего такой веселый?

А что это вы судите?

Жарко – холодно,

покраснел – побелел,

кислый – сладкий?

Очень интересные пары слов у вас получились!

Может они как-то называются? (Это слова спорщики)

А почему они называются спорщиками? Что можно сказать об их значении? (Они имеют противоположное значении.) Правильно, дети, это слова с противоположным значением. Называются они антонимы. Это и будет темой нашего путешествия.

У нас сегодня на ярмарке день противоположностей, неожиданностей, игр, потех.

«Руку другу тянет друг

Встали все в широкий круг»

Давайте и мы с вами поиграем в игру: «Скажи наоборот».

- Скажу я слово высоко,

- Вы отвечайте (низко).

- Скажу я слово далеко,

- Вы отвечайте (близко).

- Вот в чащу, мы зашли, темно,

- А на ярмарке….(светло).

Игра с мячом:

Назови слова – предметы :

юг – север, зима – весна, лето – осень, жара – холод, труд – лень шторм – штиль.

Назови слова – признаки :

Чистый – грязный, большой – маленький, высокий – низкий, больной – здоровый., холодный – горячий, узкий – широкий, толстый – худой, открытый – закрытый.

Назови слова – действия :

Ушел – пришел, уехал – приехал, улетел – прилетел, сел – встал, уронил – поднял, сломал – отремонтировал, нашел – потерял.

(Дети садятся на стульчики). Выходят двое детей.

Сценка.

Фома: Здравствуй брат Ёрема!

Ерема: Здравствуй брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На ярмарку иду.

Фома: На работу так последний, а на ярмарку так первый. А кто тебе про ярмарку сказал?

Ерема: Кума сказала.

Фома: А откуда кума знает?

Ерема: Кума все знает, что на свете делается! Другой раз дело еще не сделалось, а кума куме уже о том на ухо шепчет. А пошепчутся две кумы, весь мир знает. А ты бывал, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал.

Ерема: Велика?

Фома: Не мерял.

Ерема: Сильна?

Фома: Не боролся.

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё маленькие, а лоб широкий.

Ерема: Да ведь это медведь был.

Фома: Какой там медведь? Я медведя видел. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой, зубы острые.

Ерема: Все ты брат говоришь не втолк. Да это же волк.

Фома: Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ерема: Это заяц!

Фома: Какой там заяц. Я зайца прежде видел. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетает, да покрикивает.

Ерема: Да это же был горностай.

Хватит байки рассказывать, пойдем лучше к детям на ярмарку, да с ними в игры поиграем.

Проходите, Фома да Ерема, поиграйте с нами. А игр у нас на ярмарке, очень много, потому что не одна ярмарка не обходиться без игр.

«Собрались тут игры разные

Подходи, выбирай,

В любую играй.

И та хороша

И другая хороша –

Выбирай, что хочет душа».

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Быстро дайте мне ответ:

«Это правда или нет?»

Мне приснилась вчера

Сущая нелепица.

Будь-то в городе была

Летом гололедица.

Это правда или нет?

А зимою расцвела

Под окном акация.

Это правда или нет?

И на ярмарку пришла

Куриц делегация.

Куры с важными шли лицами

Вслед за Петей – петушком.

Это правда или нет?

Игра: «Канатоходцы»

Игра: «Кто быстрее?»

Русский народ всегда славился своей жизненной мудростью. Свой жизненный опыт он передавал во множестве поговорок. В них часто используются антонимы.

Поговорки – это краткие мудрые мысли.

А вы знаете поговорки? (Да).

Сейчас я дам вам начало поговорки, а конец на карточках разложу на полу, вы должны найти конец поговорки и прочитать ее вслух.

• Хороша веревка длинная, …. (а речь короткая).

Человек должен уметь говорить ясно и точно.

• Труд человека кормит (а лень портит)

Кто работает тот, трудиться, а кто не работает тот лениться.

• Добрый сын отцу радость (а худой печаль)

Хороший ребенок родителей радует, а плохой огорчает.

• Родная сторона мать, (а чужая мачеха)

• Новых друзей наживай, (а старых не потеряй)

Друзья для человека бесценны.

• Где работают, там и густо, (а в ленивом доме пусто)

Богатство трудом зарабатывается.

• Сыт весел, (а голоден нас повесил).

Загрустил.

Какая же ярмарка без частушек? Вот и на нашей ярмарке добрые – молодцы и красные девицы частушки поют.

Выйду, выйду я плясать

В стареньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

Коля мириться с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

А я пойду с гармошечкой

Под Колино окошечко

Погляди гармошечка,

Открылось ли окошечко.

Петя пил сок ледяной,

А теперь лежит больной,

Если б пил он сок сливовый

Был бы как снежок здоровый.

Любят кот и наша Таня

Спать на мягком на диване,

А на жесткий табурет

Вовсе претендентов нет.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью.

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон черный, голубь белый»

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус.

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить,

Хочет реву рассмешить.

Длинный сарафан для Маши,

Чтоб была всех в мире краше.

А короткий для Аленки,

Маленькой ее сестренки.

Дети на ярмарке можно купить интересные подарки своим друзьям и близким. (Дети проходят к своим лавкам и бойко нахваливают каждый свой товар).

Вокруг себя я повернусь,

В продавца я превращусь.

Дымка (крик – реклама)

Наши руки крендельком,

Щеки словно яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кавалеры наши.

Налетайте! Покупайте!

«Русские сувениры» (крик – реклама)

А кому игрушки надо?

Детям радость и услада

К взрослым счастье и покой

В дом придут с такой семьей.

Это вам не чупа-чупс!

Развивайте русский вкус.

Каждая матрешка

Загадочка немножко.

«Гжель» (крик – реклама)

Посуду очень важную!

Подходи народ не зевай!

Торопись народ занимай!

Очередь за чашками, супницами,

Вазами с цветами искусными!

«Жостово» (крик – реклама)

Подходите, посмотрите,

Краем глаза вы взгляните

На металле яркий цвет

Сочный праздничный букет.

Эй не зевай!

Прямо перед носом

Красок разноцветье о зиме, о лете

Дивные подносы

Молоко и лед! Кто возьмет?

Я дивной красоты.

Предлагаем каждому.

Деревянная резьба (крик – реклама)

Посмотрите, как стройна

Деревянная резьба,

Деревянные фигуры

Мастер выполнил с натуры.

Это вам не безделушки!

Настоящие игрушки!

А какое выраженье

И прекрасное движенье.

«Хохлома» (крик – реклама)

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь.

Ложки золоченные, узоры крученные.

Налетайте, налетайте!

Покупайте, покупайте!

Проходите, гости дорогие, покупайте сувениры народных промыслов.

А сегодня так играем

Сувениры покупаем.

Сценка

Я хотела бы купить подарок своему дедушке. Посоветуйте, что купить!

П – ц: Вот посмотрите отличная трость. Легкая удобная. Ручка украшена резьбой.

П-ль. Это не подойдет. Мой дедушка занимается по утрам спортом. Он бегает. Ему трость не нужна.

П-ц. Тогда купите вот этот шарф. Потрогайте, какой он пушистый, мягкий, чистая шерсть.

П-ль. Спасибо шарф не подойдет. Мой дедушка закаленный человек. Он плавает зимой в проруби.

П-ц. А чем любит заниматься ваш дедушка.

П-ль. Он много читает.

П-ц. Я кажется придумал, что подарить вашему дедушке. Купите ему кожаную обложку для книг и футляр для очков.

П-ль. Вот спасибо. Вот хороший подарок! Сколько стоит?

П-ц..

П-ль. Спасибо за покупку. До свидания!

А теперь пора нам с ярмарки уезжать.

Где мы с вами побывали? (на ярмарке)

Какие слова на ярмарке использовали (антонимы)

Что это за слова? (Слова с противоположным значением)

Для чего мы их используем? (Для того, чтобы речь была точной и выразительной)

Нарисуйте в группе то, что вам больше всего понравилось на ярмарке и покажите родителям.

Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Дети под музыку уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Речевой лабиринт» (на примере автоматизации звука [л] в начале слова) Тема: Автоматизация звука [л] в начале слова. 6 лет ФФН Цель: автоматизация звука (л) в начале слова Задачи: уточнить артикуляцию и правильное.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе на тему: «Безударные гласные о, а в корне слова»Конспект группового логопедического занятия в 1 классе на тему: «Безударные гласные о, а в корне слова» Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Антонимы» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Вераксы Возрастная группа: подготовительная Тема: Антонимы Тема.

Конспект открытого логопедического занятия: по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в осенний лес». Путешествие осенний лес. Цель: -Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Задачи: -Совершенствование.

Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова для мамы» (вторая младшая группа) 2 младшая группа Развитие речи: Тема «Ласковые слова для мамы» Цель: Расширение у детей словарного запаса Задачи: -Закреплять правильное.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова — признаки предметов» Цель: дать понятие о словах – названиях признаков предмета; *формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы; развивать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Многозначные слова» МБ ДОУ "Детский сад №200" г. Новокузнецк Людмила Нифонтова Цель: Дать детям представление о разных значениях многозначного слова Задачи:.

Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 15 Конспект открытого коррекционного занятия.

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Слова-антонимы» Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Слова – антонимы» Оборудование: картинки с домашними.

Конспект занятия в подготовительной группе «Слова-непоседы» Цель: Учить детей умению определять количество слов в предложении и рисовать схему предложения. Материал: Пингвин, слова, карандаши, бумага,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Слова-антонимы»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 14:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Слова-антонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД