Папки-передвижки

Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова»

Оксана Серебренникова
Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска

детский сад № 15

Конспект открытого коррекционного занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и навыков невербальной коммуникации

«Родственные слова»

Из опыта работы

учителя – логопеда

Серебренниковой О. А.

Иркутск

Цель: Познакомить с понятием родственные слова.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации „Родственные слова“» размещена в разделах

Учить детей выделять родственные слова из потока слов и из текста; подбирать их и образовывать самостоятельно.

Совершенствовать навыки словообразования суффиксальным и префиксальным способами через употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных, названий детёнышей животных и птиц, глаголов и прилагательных.

Обогащать, активизировать словарь детей. Развивать слуховую память и мышление детей.

I. Организационный момент

Мы с вами всегда занятия проводим сами с собой, а сегодня к нам пришли другие воспитатели, что бы посмотреть, как вы работаете, как работаю я. Давайте поздороваемся с ними.

Любое утро начинается с зарядки и у нас сейчас разминка для лёгких и голоса.

1 Развитие фонационного выдоха.

- выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука (сначала одного, затем 2, 3,.).

- Выполнение ротового вдоха. При поднятии рук вверх выполняем ротовой вдох и пропеваем гласные звуки при медленном возвращении рук в исходное положение. - Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе гласного звука с изменением силы голоса.

- Аналогично с изменением высоты голоса (медведь, лисичка, волк, мышонок).

- Аналогично с разной интонацией (удивление, жалобы, радости…) Спросим на волшебном языке: «Как дела?», скажем: «спасибо, пожалуйста».

2. Игра «Поймай мой взгляд» Дети стоят в кругу. Найдите себе пару глазками. Все нашли? Встаньте рядом и возьмитесь за руки. Я ищу себе пару. Нашла, смотрю в глаза, киваю головой, получила в ответ кивок. Подошли друг к другу.

Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– успеха (указательными)

– большого (средними)

– во всём (безымянными)

– и везде (мизинцами).

– Удачи тебе (называют имя друг друга! (прикосновенье всей ладонью руки)

Молодцы, со всеми поздоровались и всем пожелали удачи. Проходите садитесь за столы.

II. Подготовка к изучению нового материала

1. Игра «Запомни слова» (эффективная память)

Мы с вами учились запоминать большое количество слов, придумывая разные небылицы. Я предлагаю запомнить 12 слов. Начнем!

Лыжи дружные стекло лыжник зубы друзья лыжне стеклянная зубная смех стекольщика дружить застеклили подружка

III. Изучение нового материала

1. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям.

Кто поддержит вас всегда

Ваша дружная…

Как можно сказать, что такое семья? Каких членов семьи вы можете назвать? Похожи ли дети на своих родителей? А на бабушку или дедушку? Как по другому можно назвать всех членов семьи?

Также как дети растут похожими на своих родителей, бабушек и дедушек, так же могут расти и слова. И новые слова тоже похожи на своих родителей, на свое главное слово.

2. Сегодня я хочу посадить необычное дерево. Поможете мне?

Что есть у дерева? Самое главное, без чего дерево не может расти и питаться?

- От корня поднимается вверх?

- От ствола отходят? Вывешивать дерево

- А уже на веточках?

Так же как деревья могут расти слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом. Развешивать символы

Это слово, слово - корень,

главное слово

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Итак: со словами все происходит также как с людьми. Есть одно главное первое слово, и от него растут новые слова. И такие слова также как и люди называются РОДСТВЕННЫМИ.

Если слова образовались и образовались от одного главного слова, как они называются?

Повторите еще раз.

III. Закрепление нового материала.

1. Раз слова родственные, значит, у них тоже есть семья. А у меня все семьи перепутались, и ваша задача помочь семье найти друг друга.

На доске, за шторкой картинки с изображением части тела животного. Чья это морда? Значит, здесь мы будем собирать семью… Здесь, чей хвост?. У вас на столах конверты, достаньте из них картинки. Подумайте, как правильно сказать, из чьей семьи у вас на картинке изображено животное? Давай те составлять. С какой семьи начнём? У кого картинки с изображением членов этой семьи? Выходите к доске, размещайте картинки. Какие родственные слова вы проговаривали? Назвать ещё раз загибая пальцы. Похожи ли слова по звучанию? Какая часть повторяется? Какое главное, первое слово в этой группе? Аналогично с остальными животными. (Лев - львица – львенок и т. д.)

2. Но родственные слова бывают не только в случаях, когда мы говорим о животных. Послушайте стихотворение о зиме. Какие родственные слова вы в нем услышите, определите, какие слова звучат, похоже? Какое слово главное?

Снег, снежинки, снегопад!

Называть слова я рад…

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик –

Ведь к снегопадам он привык.

А Дед Мороз на Новый год,

С собой снегурку приведет.

III. Физминутка

Засиделись? Предлагают отдохнуть. Встаньте и подойдите ко мне. Физминутка проходит на ковре.

1. «Потянулись – сломались» «Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше.» Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно. прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление».

2. Профилактика и коррекция зрительных нарушений.

- «Пальминг – 1» положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу, избегая давления на глаза. Можно предварительно разогреть ладони, потерев их друг о друга.

- «Моргание» чередовать максимальное сжатие век (3 секунды) с максимальным расслаблением (3 секунды).

- Закрыть глаза, массировать подушечками указательного и среднего пальцев окологлазную область (1-2 минуты).

- «Мудра жизни» подушечки мизинца, безымянного и большого пальца соединены вместе, а остальные пальцы выпрямлены. Обеими руками одновременно.

- Упражнение на аккомодацию: 3 -5 секунд смотреть на кончик носа; 10 - 15 секунд – вдаль; 3 – 5 секунд – на переносицу; 10 - 15 секунд – вдаль.

- Поднести ладони к лицу поднести ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Представить, что пальцы это – забор. Медленно поворачивая голову, смотреть сквозь пальцы вдаль. Чередовать три поворота с открытыми глазами и три – с закрытыми.

- Упражнения для шести основных глазных мускулов. Смотреть вперед; поочередно смотреть вверх- вниз; вправо – влево; вправо – вверх и влево – вниз; влево – вверх и вправо – вниз.

3. Это что такое? Шифровка какая-то! Я догадалась! Наверное, здесь зашифрованы родственные слова.

Кто уже догадался, какие это слова? Какое здесь главное слово? Разместить картинку на дереве. И по мере разгадывания остальные картинки-«шифровки» тоже. (Дом – домик. т. д.)

4. Давайте ещё подберем родственные слова.

Итак, главное слово, сад. Подбираем слова, соотнося с символами. Это? (Живой предмет) Человек, который работает в саду? Это? (действие) Что садовник делает? А те маленькие растения, которые он посадил, как называются? (посадки) Как ласково можно назвать сад? Признак. Деревья, растущие в саду это – садовые деревья.

По времени, аналогично провести работу со словами : свет, цвет, бег (бегать, бегущий, победа - победитель, побеждать, побеждённый, краски – красить, раскрашенный, красящий, красочка.

5. Но не всегда слова, казалось бы, похожие являются родственниками.

Слушайте сказку "Родственники" :

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя - гусеница.

Все ли здесь слова родственные? Почему? Мало, чтобы слова одинаково звучали, они должны ещё иметь общий смысл: гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.

Вывод: родственные слова не только похожи по звучанию, но ещё имеют общий смысл. (повторить 2 раза)

Рассказ тетушки - воды

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей песенку запели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

- Море, моряк, мороз, морской

- Рыба, рыбка, рыбак, рычать

- Город, городок, городской, города, горе

- Гора, горный, горочка, гористый, гордый

- Рис, рисовый, рисинка, рисковать, рисовод

- Рисовать, рисование, рисунок, рисовый, рисуночек

- Баран, бараний, барабан, барашек, баранина

5. Эффективная память. Какие слова запоминали? Есть среди них родственные? Назовите. Какие слова считаются родственными?

IV. Итог занятия. С какими словами познакомились? Когда слова называются родственными?

Публикации по теме:

Конспект ИОС с элементами познавательного развития «Несовместимы дети и война» Логическая основа: 1. Новое знание – создание фронтового письма-треугольника. 2. Индивидуальное затруднение ребенка – отсутствие знаний.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова» Цель: • познакомить детей с понятием «родственные» слова. • показать богатство родного языка и его выразительных средств; • привлечь детей.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель: Познакомить.

Конспект с элементами физического развития в младшей группе. Конспект игровой образовательной ситуации с элементами физического развития «В гости к солнышку» в младшей группе Цель: формирование и.

Конспект с элементами физического развития в средне-старшей группе Конспект игровой образовательной деятельности с элементами физического развития «Незнайка в гостях у ребят» в средне - старшей группе. Цель:.

Конспект занятия по коммуникации и художественной литературе «Дикие животные и их детеныши» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 44» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация и художественная.

Конспект занятия по коммуникации в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Программное содержание: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать.

Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе Цель: Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,.

Конспект познавательного занятия с элементами развития речи «Пожарная безопасность» во второй младшей группе Программное содержание: Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Правильно использовать в речи названия предметов. Закреплять.

Театрализованные игры как средство развития коммуникации Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 15:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Серебренникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД