Иванова Елена Геннадьевна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Вераксы
Возрастная группа : подготовительная
Тема: Антонимы
Тема НОД: «Страна счастливых гномов»
(развитие речи, познавательное развитие)
Цель: Создать условия для развития навыков разговорной речи.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Обучающая: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
2. Развивающая : развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
3. Воспитательная: воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи
Виды деятельности: наглядная, словесная, практическая
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: развитие речи
Оборудование: картины с изображением страны «Веселых гномов», «Грустных гномов», картинки к заданию «Найди антонимы», дидактическое пособие «Найди противоположности», дидактическое пособие «Четвертый лишний», раскраска на каждого ребенка, мяч, цветные карандаши.
Ход НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Примечание
Вводная часть (мотивация)
Рассказ о Стране Счастливых Гномов.
Уже давным – давно в одной сказочной стране живут-поживают гномики. Это маленькие человечки в красивых ярких сюртучках и деревянных башмачках. По утрам в их стране встает яркое солнце и освещает светлое небо, высокие, зеленые деревья, сладкие фрукты и ягоды в садах, разноцветные, яркие домики маленьких лесных жителей. Каждое утро они просыпаются счастливыми. Поэтому называют свою страну «Страной Счастливых Гномов». Эти человечки прислали нам картину, на которой изображена их страна!
Хотите взглянуть на нее!
Ребята, но что случилось? Действительно ли на этой картине изображена «Страна Веселых Гномов»?
Может быть, они ошиблись и прислали нам не ту картину? Посмотрите, здесь есть письмо, обращение к нам ребята.
«Злой волшебник задумал свой коварный план. Он украл из нашей страны все противоположности и спрятал их. Все у нас стало наоборот. В стране поселился мрак, после ночи не наступает день, всё время дует только холодный ветер, от этого жители начали болеть и стали грустными. В садах деревья стали низкими и с кривыми стволами. Плоды на деревьях и ягоды стали кислыми. Все тропики в лесу стали кривыми, а все краски тусклыми. Наша страна превратилась из Веселой, в Грустную». Только вы сможете помочь нам выполнить задания старого волшебника и вернуть нашу Счастливую Страну.
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Заколдованы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите,
Противоположности верните!
Ребята, поможем гномам сделать вновь их страну счастливой и веселой?
А как мы сможем им помочь?
Что мы для этого должны выполнить?
Ответы детей.
Рассматривают картину.
Ответы детей.
Основная часть. Решаем поставленные задачи.
А вот и первое задание. (Открываем конверт)
Назовите как можно больше слов с противоположным значением.
Ребята, а для этого сыграем в игру «Скажи наоборот». (Игра с мячом)
Слон большой, а мышка…
Зимой погода холодная, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Работать трудно, а отдыхать…
Гепард быстрый, а черепаха …
Гири тяжелые, а тополиный пух …
Днем светло, а ночью …
Река широкая, а ручей …
Ягоды у клубники крупные, а у земляники …
Для муравья нужен дом низкий, а для жирафа …
Грязнуля грязный, a чистюля…
У тополя листья широкие, а у ивы…
Чай горячий, а мороженое…
У клюквы ягоды кислые, а клубники …
Зимой сугробы большие, а весной …
Буратино веселый, а Пьеро …
Зимой день короткий, а летом …
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Ребята, если мы выполним все задания и соберем все части, то сможем составить из них картину.
Итак, идем дальше и раскрываем следующую тайну.
Отыщи противоположности в стишках.
Грустный клоун громко плачет,
а весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить
Длинный сарафан для Маши, чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки, маленькой её сестрёнки.
Разворчался старый дед :
Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт
И перец горький.
В телевизоре включённом
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его.
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Дидактическая игра «Найди противоположности».
(Карточки с изображением предметов, явлений природы, состояний, качества, количества и т. д.)
Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки.
А теперь поставим их парами, подобрав противоположные по значению.
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Дидактическая игра «4 лишний».
(Карточки с изображением 4-х предметов; три из них одинаковые по значению, четвертый противоположный.)
Итак, вы справились со всеми заданиями.
Молодцы ребята, мы получаем расколдованные части волшебной страны.
А теперь соберём из полученных частей «Страну Веселых Гномов».
Заканчивают предложение.
Называют слова с противоположным значением.
Дети подбирают противоположные друг к другу картинки.
Из 4-х предметов
отыскивают противоположный,
объясняют почему он таковым является.
Собирают пазл.
Заключительная часть (рефлексия)
С чем познакомились на занятии? Что понравилось больше?
Фиксируют в речи.