Лариса Клюева
Конспект «Сказочная безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей дошкольного возраста представления о правилах безопасности
при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
- рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми
- показать на сказочных примерах, что происходит, если пренебречь этими правилами.
- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Демонстрационный материал: Ситуативные картинки для обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету, покататься на машине); иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка».
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными, добрыми. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже угрожать жизни человеку.
Сегодня мы будем учиться узнавать таких людей, и правильно вести себя с ними.
Воспитатель: А кого вы считаете чужими, посторонними и незнакомыми? Тех людей, которых мы не знаем. Незнакомые люди это прохожие, люди в транспорте, продавцы на рынке, люди, гуляющие в парке, покупатели в магазине и др.
Мы таких людей называем незнакомцами, давайте повторим это слово.
(повторяю слово незнакомец).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Свои и чужие (посторонние или незнакомые)». Я буду называть вам слова, а вы будете внимательно слушайте, если это слово обозначает родных и близких родственников – вы обнимаете себя, обнимашки – обнимашки,
Если знакомые – то машете рукой –приветствуете знакомых,
А если незнакомые – топаете ножками, как – будто вы уходите быстрее по дорожке от незнакомых людей.
Воспитатель называет детям людей из трех групп, например: мама, бабушка,дедушка, брат, сестра ; тетя в автобусе, дядя на скамейке, прохожий около забора, водитель автобуса.
(близкие, родные-обнимашки, знакомые-рукопожатия, незнакомые люди- топаем ногами.)
2. Основная часть
- Ребята, какие взрослые могут быть опасными?
(люди неприятной внешности, неопрятно одетые и т. д.)
- Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
(нет, не всегда)
- Бывает, что ребенок остался один в квартире. Родители на работе или ушли в магазин, больницу. Вокруг вас родные стены, знакомые предметы, игрушки.
Узнав, что в квартире находится один ребенок преступники пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить, например кражу. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными.
- Как могут такие люди узнать, что вы одни дома?
(позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире)
(Показ слайда с ситуативной картинкой) – Человек звонит по телефону.
-Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Ответы)
-Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.
- Для чего плохой человек все узнает?
(узнав, что ребенок один дома, он захочет проникнуть в квартиру.)
-Что нужно отвечать по телефону (я вам ничего не скажу; сообщите ваш номер телефона, родители вам перезвонят) нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем более адрес.
Если кто-то в дверь стучит,
На вопрос «Кто там?» молчит,
Осторожно будь дружок!
Посмотри сперва в глазок.
Сразу дверь не открывай,
Незнакомца не пускай
-Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации.
«Держи язык за зубами»
«Кто много болтает – беду накликает»
- О чем эти пословицы?
(нельзя все и всем рассказывать, этой информацией могут воспользоваться плохие люди)
(Показ слайда с ситуативной картинкой) – Человек звонит в дверь.
- Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (Ответы детей)
-А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Милиционер? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Ответы детей)
Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
-Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь.
Воспитатель: Мы с вами читали очень много сказок, есть такая пословица «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это значит, что каждая сказка чему-то учит.
- Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобных ситуациях и повели себя неправильно.
Слайд №1. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Волк и семеро козлят»,
-Какая опасная ситуация произошла здесь?
(Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят)
-Как надо было поступить? (Ответы детей)
А как надо бы вы поступили на месте козлят. Подумайте и расскажите об этом тем кто находится рядом с вами…маме, папе, или сестрам и братьям.
Воспитатель: А что для этого надо было сделать? Правильно, посмотреть в глазок двери или в окошко. Но, не в коем случае, не открывать дверь.
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Нельзя открывать дверь незнакомым посторонним людям!»
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, какие еще любимые герои знакомых вам сказок были доверчивы и попадали в опасные ситуации.
Слайд №2. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Колобок»
Воспитатель: Все узнали сказку? Что же неправильно делал главный герой этой сказки? Как он оказался в лесу? С какими незнакомцами он там встретился? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: А как надо бы вы поступили на месте Колобка.
Если бы колобок не ушел из дома что было бы?
Да ничего бы и не было…Остался бы цел и невредим.
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Нельзя уходить из дома без разрешения взрослых!»
Слайд №3. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Гуси-лебеди»
-Какая опасная ситуация произошла здесь?
(Брат и сестра попали в очень опасную историю, они остались без присмотра взрослых. Бы ли не внимательны к окружающим. Их хотели похитить, но им удалось сбежать и вернуться домой невредимыми)
Воспитатель: Как вы думаете, что неправильно сделали сестра и брат?
А как надо бы вы поступили на месте брата и сестры. Что надо было сделать?
Правильно, играть в тех местах, где присутствуют взрослые.
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Держись подальше от незнакомцев. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи громко, зови на помощь: «Помогите! Меня увозит незнакомый человек», не стесняйся обращаться за помощью к взрослым. !»
Слайд №3. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Красная шапочка» встреча с серым волком.
-Какая опасная ситуация произошла здесь?
(Героиня сказки начала разговаривать с незнакомым ей волком, рассказала куда и зачем идет.)
Бабушка поверила волку и разрешила зайти в дом. Что произошло в итоге? Волк съел бабушку. Нельзя верить каждому встречному.
Еще одна ситуация: встреча Красной шапочки и переодетого волка. Девочка неосмотрительно приняла волка за бабушку и доверчиво с ним общалась, за что и поплатилась. Он её тоже съел.
Воспитатель: А как надо бы вы поступили на месте Красной шапочки. что надо было сделать?
Правильно, не вступать в диалог с волком. Быть внимательной и осторожной. И, не в коем случае, не сообщать адрес места проживания бабушки.
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Нельзя разговаривать с посторонними и сообщать ему адрес проживания! Они могут воспользоваться этой информацией в своих целях!»
Воспитатель: -Как видите ребята, сказки хоть и выдумки писателя, но в них скрыто много полезного. А мы продолжаем путешествовать по сказкам и искать ошибки сказочных героев на тему безопасного поведения с незнакомцами.
Воспитатель: А теперь, вспомним сказку «Кот,петух и лиса». Кот уходил в лес, а петушку наказывал строго-настрого не выглядывать в окошко. А как же лиса выманивала петушка из дома? Давайте посмотрим как это было.
Слайд №5. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Ребята, а если бы лиса прямо сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко? Думаю что нет!
Воспитатель: Вот так и плохие люди могут заманивать детей, обещать им что-нибудь. А сами, хотят их обмануть. Поэтому нельзя разговаривать с незнакомцем, что бы он вам не говорил, что бы ни обещал, отойдите от двери и не отвечайте ему. Пусть это невежливо, зато правильно и безопасно.
Воспитатель: Какое правило применить к этой картинке?
«Нельзя доверять незнакомцам, разговаривать с незнакомыми людьми, не поддаваться ни на какие их уговоры».
Слайд №6. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Золотой ключик».
Воспитатель: Какая опасная ситуация произошла здесь? Кто в этой сказке повел себя неправильно?
(Буратино показал золотые монеты незнакомым и согласился идти с ними в страну дураков. Он даже не подумал об опасностях, которые с ним могут приключиться)
-Как надо было поступить?
Воспитатель: Если бы Буратино не стал слушать лису Алису и кота Базилио, мог бы избежать неприятностей?
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Не доверяй незнакомым людям!»
Слайд №7. Показ подготовленного фрагмента из мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»
Воспитатель: Все узнали сказку? Что же неправильно делал главный герой этой сказки Иванушка?
(Иванушка не послушался сестрицу Аленушку и напился водицы из лужицы).
Воспитатель: А как надо бы вы поступили на месте Иванушки?
(Показ слайда с ситуативной картинкой)
Воспитатель: Какое правило из этого следует?
«Обязательно слушайте наказы своих близких родственников и выполняйте правила собственной безопасности!»
Воспитатель: Итак, ребята, скажите, что мы сегодня узнали нового? Давайте ещё раз повторим правила поведения с незнакомыми людьми. Посмотрим и назовем правила безопасного поведения:
1. «Нельзя открывать дверь незнакомым посторонним людям!»
2. «Нельзя разговаривать с посторонними и сообщать ему адрес проживания! Они могут воспользоваться этой информацией в своих целях!»
3. «Держись подальше от незнакомцев. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи громко, зови на помощь: «Помогите! Меня увозит незнакомый человек», не стесняйся обращаться за помощью к взрослым. !»
4. «Нельзя уходить из дома без разрешения взрослых!»
5. «Нельзя доверять незнакомцам, разговаривать с незнакомыми людьми, не поддаваться ни на какие их уговоры».
6. «Не доверяй незнакомым людям!»
7. «Обязательно слушайте наказы своих близких родственников и выполняйте правила собственной безопасности!»
Воспитатель: Молодцы, дети! Вот такие правила безопасного поведения вы должны запомнить!
Правила эти совсем несложные, но запомнить их нужно обязательно всем вам. И не только запомнить, но и обязательно выполнять! Только тогда мы, взрослые, будем спокойны за вашу безопасность!