Марина Александровна Алексанова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Символ России — березка»
▼ Скачать
Конспект
Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного
возраста
«Символ России - березка»
Цель - создание условий для формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Символ России — березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
-закреплять навыки рисования гуашью разных деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые, умение детей проводить тонкие линии концом кисти.
- формировать умение передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
- формировать представления о самом почитаемом дереве в России - березке;
- познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой;
Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства;
Развивающие:
-развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи;
- развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека;
-расширить и активизировать словарь;
-развивать воображение, внимание, память.
Воспитательные:
-воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину.
- привить любовь к родному краю, стране;
- воспитывать уважение к русским традициям.
Предварительная работа:
-дидактическая игра «Собери символы России»
- беседы с детьми по темам: «Символы России», «Традиции в нашей стране».
- рассматривание берёзы во время прогулки.
- хоровод «Березка;
-заучивание стихов о березе.
Словарная работа: кора, береста, чечевички, белоствольная.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, магнитофон с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовая кора- береста, веточки; краски гуашевые, бумага для рисования, кисточки, вода в непроливайках, платочки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, белая березка
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Вводная часть:
Дети садятся удобно на коврике полукругом.
Воспитатель читает стихотворение
«Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Автор: Владимир Степанов
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, что такое Родина?
(Ответы детей)
- У каждого человека на нашей планете есть своя Родина. Это место где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина?
(Ответы детей)
- Когда жители других стран произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы детей)
- Что представляете вы, когда говорите о России? (Ответы детей)
- Ребята, эти представления можно назвать одним словом - символы страны.
А сейчас мы с вами вспомним, какие символы нашей страны мы уже знаем.
Дидактическая игра «Собери символы России» (разрезные картинки с изображением символов России). Дети собирают картинки и называют символы.
- Жители других стран, говоря о России представляют холодный, пушистый,белый снег, медведей и матрешек, представляют как люди носят теплые шубы и шапки-ушанки, играют на балалайке. А некоторые представляют неповторимую природу нашей страны.
- А ну-ка угадайте-ка загадки, тогда сразу станет ясно о чем мы сегодня будем говорить.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Ответы детей)
-Конечно, это белоствольная березка!
А сейчас мы с вами окажемся на минуточку в березовой роще.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, какой свежий воздух в березовой роще. Как пахнут листья. Медленно выдыхайте. Еще раз вдохните. Задержите дыхание. Сделайте медленный выдох.
Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы детей)
- Березу за ее кору называют - белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины : черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.
С давних времён люди использовали бересту. Её сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба. Когда ещё не было бумаги, на бересте писали.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Давайте подойдем к столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.
Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в гости к нашей берёзе.
(мультимедия с изображением березовой рощи)
(Стук в дверь)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я пришла к вам из далекой деревни, чтобы поведать вам о нашей красавице – белоствольной березке.
Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березку? Березка - не только красивое дерево. Еще в давние времена люди отметили многие полезные свойства березки. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на пасху.
Воспитатель: Дети, а вы пробовали березовый сок (Ответы детей.)
Машенька: Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Даже птицы и животные пьют березовый сок. Движение сока у березки начинаются еще до появления почек.
В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – скрип утишает, да крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».
Воспитатель: Как вы думаете, о чем говориться в этой загадке? (Ответы детей)
Машенька: Да у нас в деревне все об этом знают.
Первое дело – лучина для освещения избы;
Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;
Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.
Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.
Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.
А сейчас вспомним, как же березу сажают и как за ней ухаживают? Физкультминутка:
«Мы березу посадили»
Мы березку посадили, (приседаем, имитируем посадку дерева)
Мы водой ее полили, (имитируем полив из лейки)
И березка подросла, (встать на носочки, вытянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла, (руки над головой, машем вправо и влево поочередно)
А потом их наклонила, (руки опустить вниз, машем вправо и влево поочередно)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
Воспитатель: Про березку говорят : белоствольная, кудрявая, стройная. Поэты посвящают ей стихи.
Поэтесса Е. Трутнева так описывает берё зу осенью:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
С. Есенин зимой:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
С. Есенин о берё зе весной и летом:
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а какие стихи про березу знаете вы?
Дети рассказывают стихи о березе.
1ребенок:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Автор: Прокофьев А.
2 ребенок:
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску :
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Автор: Токмакова И.
3 ребенок:
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Автор: Наумов И.
Машенька: Молодцы, ребята, но береза не только очень красивое дерево. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой,
Нет прекраснее земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить!
Практическая часть:
Воспитатель: Ребята, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих картинах изобразили русские художники. Давайте полюбуемся красотой русской природы.
Дети с воспитателем рассматривают репродукции русских художников
- А теперь я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать березу.
Но сначала вспомним приемы рисования березы. Нужно набрать краску черного цвета и нарисовать ствол сверху вниз. Затем рисуем толстые и тонкие веточки. Затем набираем краску желтого цвета и рисуем листья (если вы рисуете березку поздней осенью). Когда краска подсохнет набираем краску черного цвета и рисуем черточки –отдушины (чечевички). (Показ приёмов рисования берёзки, показ образца нарисованной берёзки.) Дети под звучание мелодии приступают к рисованию. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. По окончанию рисования, дети рассматривают свои рисунки.
Машенька: Какие красивые березки у вас получились.
Машенька: Ой, ребята, а вы знаете, что у березы тоже есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Утром все нарядные отправлялись в березовую рощу. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее цветными ленточками, лоскутками. Вокруг водили хороводы, плясали и заводили игры.
Воспитатель: Машенька, а давай и мы с вместе с ребятами заведем хоровод «Во поле береза стояла».
Хоровод
«Во поле березка стояла» с платочками.
(Дети становятся вокруг березки, водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла». В руках у детей платочки, на проигрыше кружатся на месте.)
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня говорили?
Как называется белоствольный символ России?
Ребята, расскажите Машеньке, что вам больше всего запомнилось из ее рассказа?
Что вы узнали нового?
(Ответы детей.)
Машенька: Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. До свидания, ребята. До новых встреч.
Рефлексия:
Дети выставляют рисунки на доске, рассматривают рисунки друг друга.
Воспитатель: Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березки по-своему.
-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, кудрявая, красивая).
-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.