наталья ермоленко
Семинар с элементами тренинга «Эффективное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга «Эффективное общение»
Цели:
1. Развитие компетентности общения.
2. Актуализация процесса решения проблем.
3. Гармонизация отношений в коллективе.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Эффективное общение“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Развивать умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же явление с разных сторон.
3. Снять психоэмоциональное напряжение.
Ход встречи
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги!
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
Поэтому сегодня каждый из нас будет иметь возможность наблюдать, слушать, высказывать своё мнение и участвовать в упражнениях. А говорить мы будем об эффективном общении, помогающем лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов.
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психологическое здоровье человека. Его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
1. Игра «Броуновское движение»
Ведущий: Предлагаю начать с весёлой и лёгкой игры. Она называется «Броуновское движение».
Во время игры, вы должны хаотично двигаться по залу, встречаясь, и удаляясь друг от друга. Встречаться вы будете тет-а тет.
При встрече необходимо поздороваться с партнё ром за руку и задать ему лишь один вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до тех пор, пока не найдёт нечто общее, что объединяет её во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с наибольшим числом игроков. Через 4 мин игра будет окончена.
Ведущий задаё т по окончании игры вопросы:
1. Понравилась ли вам игра?
2. Какие чувства вы испытали (радость, удивление, некоторое волнение, тревогу?
3. Чему научила вас игру?
Ведущий: Итак, благодаря этой игре:
• мы узнали новое о себе и о других;
• остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры;
• получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит, и здоровья;
• научились приёмам эффективного взаимодействия с собеседником.
2. Технопроектная игра развивающей кооперации
Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.
Ведущий: Уважаемые участники, прочитайте вопрос, записанный на доске. Затем выберите любую (цветную) полоску бумаги. Игроки с полоской одинакового цвета должны сесть рядом. Итак, у нас получилось ___разноцветных команд!
Нам предстоит работа в группах и для того чтобы она получилась, позвольте напомнить ряд правил эффективного общения :
1. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
2. Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость – эти качества очень важны и должны присутствовать в каждом человеке. Ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.
Ход работы:
Ведущий: На каждый этап работы вам будет даваться ограниченное время.
Вначале каждый из вас письменно отвечает на предложенный вопрос. Старайтесь использовать личный опыт, помня, что важен именно ваш индивидуальный взгляд на эту проблему (время 2 мин).
Далее необходимо совместить своё мнение с позицией ещё одного человека.
Необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает своё понимание с точкой зрения соседа, в результате чего рождается третья позиция (2 мин).
В ходе работы важно соблюдать правило игры (вывешиваются на доске) :
1. Правило «трёх П» (поддержать противоположную позицию).
2. Письменная фиксация индивидуального, интеллектуального продукта.
3. Правило разрешения: разрешается дополнять и уточнять мнение партнёра с его согласия.
4. Правило запрещения: запрещается говорить «нет», отбрасывать или игнорировать мнение партнёра.
Следующий этап: совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.
Соблюдаем правила! (время – 2 мин).
А теперь – совмещаем продукт «четвёрок» - продукт группы (4 мин).
Выбираем спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.
И завершение: слушаем выступление спикеров. Каждому по - 2 мин.
Педагоги по очереди выступают. В конце игры ведущий выписывает то общее, что было отмечено всеми участниками игры.
Ведущий: В процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога. Использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.
3. Игра «Поймай ритм»
Ведущий: уважаемые педагоги, предлагаю поиграть в весёлую игру «Поймай ритм». Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
4. Игра «Шесть шляп»
Ведущий: Очень важным для гармоничного взаимодействия людей является умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем тщательнее человек проанализирует ситуацию с разных сторон, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет найти ему наиболее удачное решение.
Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективному мышлению, который называется «Шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления!
На доске:
Белая шляпа – сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.
Красная шляпа – эмоциональное мышление.
Чёрная шляпа – критическое мышление.
Жёлтая шляпа – оптимистическое мышление.
Зелёная шляпа – творческое, креативное мышление.
Синяя шляпа – продуктивное управление процессом мышления, философское мышление.
Ведущий: Важно учиться думать различными способами!
Сейчас мы снова разделимся на команды (шесть подгрупп) и распределим шляпы.
Затем выберем какое – либо жизненное событие и попробуем примерить чудесные шляпы:
1. Тем, кто наденет белую шляпу, важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий.
2. Тем, кто наденет Чёрную шляпу, надо подумать о том, что самое плохое, самое неприятное и самое страшное может произойти в этой ситуации.
3. Тем, кто наденет красную шляпу, важно умение проживать чувства, побыть в роли актёра. Что чувствовал человек, когда всё происходило?
4. Те, кто оденет Жёлтую шляпу, видят мир в розовом цвете, умеют видеть хорошее во всём. А что хорошего в том, что произошло?
5. Те, кто наденет Красную шляпу – писатели, художники, изобретатели. Можно нарисовать ситуацию, сочинить про неё частушку или небольшой стишок, отразить её в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
6. Те, кто наденет Синюю шляпу – философы, они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это научит?
После небольшого обсуждения докладчик от каждой шляпы представляет точку зрения группы. (Время подготовки групп - 5 мин).
Ведущий: Итак, мы с вами развиваем способность объективно, оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.
Рефлексия (окончание тренинга)
1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер даёт участникам возможность подумать в течение 2-3 мин). А сейчас все мы будем, бросая по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
2. Участники садятся в круг и отвечают на вопросы ведущего:
• Какие чувства вы испытывали во время тренинга?
• Возникали ли трудности? Если да, то, какие?
• Какой опыт вы сегодня приобрели?
Ведущий: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь общения». (Антуан де Сент Экзюпери).