Получи документы

Конспект семинара-практикума «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Гульнара Курманова
Конспект семинара-практикума «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: повысить практическую и теоретическую подготовку педагогов в решении задач патриотического воспитания, с учетом регионального компонента.

Задачи:

-сформировать у участников семинара-практикума представления о «Кроссенс – технологии»;

-содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением образовательной технологии «Кроссенс»;

- использовать в своей деятельности современные технологии и методы работы: «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В., технологии АМО, интерактивная технология «Карусель», ИКТ-технологии, квест-технология;

- создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в квест – игре;

- актуализировать знания педагогов о родном крае: природные условия, фауна и флора Оренбургской области, достопримечательности, народные промыслы, исторические и культурные памятники, обычаи народов Оренбургской области (национальные костюмы, народные музыкальные инструменты, национальные блюда);

- развивать умение, работать в команде.

Материал и оборудование:

Вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков, радуги и тучек, магнитная доска, ручки, магниты;

Коврограф «Ларчик» Воскобовича В. В., изображения растений, животных, деревьев, птиц разных природных зон (степь, тундра, тайга, пустыня, гномиков Желе, Селе, Зеле и Геле;

Изображения народных промыслов Оренбургской области: акбулакская глиняная игрушка, деревянная вязь, елховское лозоплетение, оренбургский пуховый платок, резьба по яшме, материалы: глина, дерево, лоза, пух, яшма;

Парные картинки с изображение исторических памятников и памятников природы: Покровские меловые горы, Змеиная гора, гора Полковник, Бузулукский бор, Мемориальный музей –гауптвахта Тараса Шевченко, Ириклинское водохранилище, озеро Развал, Татьянин источник;

3 ноутбука с цветным символом, развивающие игры на платформе интерактивных упражнений «Народы Оренбуржья» https://learningapps.org/watch?v=pb6t9ucxa24, «Предприятия города Орска»https://learningapps.org/watch?v=p7hrruzp524, «Угадай роспись» https://learningapps.org/watch?v=p8wa1j5ra20;

презентация «Семинар-практикум по патриотическому воспитанию»; ребусы;

презентация «Кроссенс-технология»; 2 игровых поля по кроссенс-технологии, изображения по теме «Город Орск», «Семинар по образовательным технологиям».

I.Вводная часть.

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас всех на нашем семинаре-практикуме!

- Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю встать в круг и повернуть ладони к соседям справа и слева. На каждое слово поочередно касаемся одноименных пальцев с соседями, начиная с больших пальцев, и говорим слова:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью и рукопожатие)

II. Основная часть

1. Вхождение в тему. Просмотр видеоролика

- Предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Просмотр видео «Моя Родина Россия».

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно. Это патриотическое воспитание. Тема нашего семинара: «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента».

2. Презентация. Актуальность темы.

В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач современного образования.

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить сво будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и е будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

- Назовите в какие образовательные области входит работа по патриотическому воспитанию? («Социально-коммуникативное» и «Познавательное развитие»).

Социально-коммуникативное развитие включает в себя:

. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности

и саморегуляции;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

Формирование позитивных установок к труду и творчеству;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие включает в себя:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений

о социокультурных ценностях нашего народа,

об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем

доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира.

Программа воспитания раскрывает смысл «патриотизма» как:

Воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу;

нравственное чувство, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Советский и российский ученый в области педагогики В. А. Сластенин утверждал, что чувство патриотизма включает в себя следующие базовые составляющие:

Когнитивно-смысловой: Знания об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России

Эмоционально-ценностный: Любовь к Родине — России, уважение к своему народу, народу России в целом

Регуляторно-волевой: Укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

При выстраивании работы по патриотическому воспитанию педагогу рекомендуется:

Учитывать возрастные особенности и возможности детей;

Адаптировать рекомендованное содержание;

Разрабатывать и внедрять адекватные формы детской деятельности;

Постепенно расширять содержание тематических блоков в зависимости от возраста;

Разрабатывать игровые оболочки для недоступного по возрасту детям содержания патриотического воспитания, привлекать широкий спектр художественных средств, социально-значимые проекты: волонтерство, социальные акции;

Вовлекать в работу родителей и социальных партнеров;

Стремиться к событийности и общности детей и взрослых.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение языка, обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональнальный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Советский психолог Л. С. Выготский говорил следующее: «Нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания».

В процессе патриотического воспитания главная роль принадлежит взрослым, т. е. педагогам, воспитателям, родителям. Проанализировав ранее сказанное, можно прийти к выводу, что процесс воспитания чувства патриотизма у детей необходимо осуществлять комплексно путем развития и обогащения ключевых компонентов. Успех патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте заключается в способности педагогов четко следовать целям, задачам и принципам указанного воспитания, а также правильном использовании форм и методов работы с дошкольниками и родителями воспитанников.

Сегодня на семинаре мы будем рассматривать процесс формирования представлений о региональном компоненте у детей дошкольного возраста: природных особенностях, природных памятниках, народных промыслах, о культуре и традициях народностей города Орска и всего Оренбуржья через современные образовательные технологии.

- Коллеги, вспомните и назовите, какие методы и технологии по патриотическому воспитанию вы применяли в своей практике? (Проекты, мини-музеи, волонтерское движение, социальные акции и др.)

Работа нашего семинара-практикума будет построена в виде путешествия, в конце которого нас ожидает сюрприз. На экране вы видите карту. Это поле, разделенное на сегменты. По мере выполнения задания, на карте будут открываться окна. Когда откроются все окна, мы получим приз. А какой, вы поймете на последнем этапе.

Некоторые этапы мы будем проходить вместе, как одна команда. А на некоторых будем работать в микрогруппах. Цвет стула определит вашу принадлежность к соманде: желтые, зеленые и красные.

3. Упражнение «Воздушные шарики».

Открываем первый символ на нашей карте. (Появляются изображение воздушных шаров) –Коллеги, посмотрите на доске человек. Представьте, что это идет счастливый педагог, несущий в руке воздушные шары. Но иногда у него над головой сгущаются тучи.

Предлагается свои ожидания написать на воздушных шариках, а опасения - на тучках. Шарики и тучки прикрепляются магнитами на доске: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.

По мере обучения несбывшиеся тучки-опасения можно убирать.

1. Пазлы «Задачи патриотического воспитания на современном этапе дошкольного образования».

Открываем следующий символ на нашей карте. И это пазлы.

В связи с принятием в декабре 2022 г. федеральной образовательной программы до были пересмотрены цели, содержание до. Изменения коснулись и патриотического воспитания, потому что это одно из важнейших направлений в воспитании маленьких граждан нашей страны. Перед нами пазлы, на которых написаны задачи патриотического воспитания. Соберите цепочку пазлов, соблюдая возрастную логику. С какого возраста согласно ФОП появляется раздел по ПВ? Найдите первый пазл, на котором написаны задачи ПВ для группы младшего возраста, затем для средней группы и так далее.

- Проверить правильность выполненного задания, вы сможете, убрав наклейки на пазлах.

2. Технология Воскобовича В. В. «Коврограф «Ларчик» «Климатические зоны»

-На карте появился следующий символ. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? Посмотрите, это наши знакомые гномики Желе, Зеле, Селе и Геле. Они отправились изучать природные зоны России. Это были: степь, пустыня, тайга и тундра. Известно, что Желе отправился в природную зону, которая отличается от других крайне малым количеством осадков (пустыня). Селе отправился изучать природную зону, где произрастает мало деревьев (это не тайга). Геле отправился изучать природную зону, которую называют «легкими планеты» (тайга). Зеле пришлось поехать за полярный круг, там, где короткое лето и длинная зима, полярная ночь (тундра). Куда отправился Зеле? (степь)

- В какой природной зоне находится Оренбургская область?

Каждая природная зона имеет свою флору и фауну. Разместите на коврографе животных, птиц, растения согласно природной зоне.

3. Меморина «Достопримечательности Оренбургской области»

- На карте открылась игра «Меморина». Необходимо открыть все пары одинаковых картин и рассказать, что вы знаете о достопримечательностях Оренбургской области.

Педагоги открывают все карточки с избражениями достопримечательностей:

•«Бузулукский бор»

• Мемориальный музей –гауптвахта Тараса Шевченко

• Ириклинское водохранилище

• Развал — небольшое солёное озеро искусственного происхождения.

• «Ханова гора» (Змеиная)

• Источник пресной питьевой воды Татьянин родник.

• Покровские меловые горы

• Скала Верблюд

4. Интерактивная технология «Карусель» «Народные промыслы» (работа в парах)

-Символ «Карусель» появился на карте. Возьмите карточки для первой и второй подгруппы. Первая подгруппа встает в круг спиной внутрь круга. Вторая подгруппа образует внешний круг, где каждый участник занимает место напротив участника внутреннего круга. По команде «Переход» участники внешнего круга перемещаются к следующему участнику внутреннего круга. Движение осуществляется по часовой стрелке. Надо найти свою пару и объяснить, почему вы являетесь парой. Расскажите, что вы знаете о достопримечательностях на карточках.

Акбулакская глиняная игрушка. Глиняная игрушка – один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами игрушки уже давно стали визитной карточкой всего района. Акбулакская глиняная игрушка занесена в федеральный реестр материально-культурного наследия.

Елховское лозоплетение. Плетение из лозы как ремесло имеет долгую историю и возникает раньше, чем деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала.

Оренбургский пуховый платок. Оренбургская нежность. Это исконно русское изделие народного промысла. XIX – нач. XX вв. констатируется, что «производством пуховых платков занималось в Оренбургской губернии женское население казачьих станиц – в междуречье Урала – Сакмары до Орска и далее на север – по казачьим станицам до Верхне-Уральска и Троицка.

«Деревянная вязь» - резьба по дереву. Художественная резьба по дереву самый развитый и наиболее древний вид самодеятельного архитектурного творчества.

Орская резьба по яшме.

Яшма является первым видом яшмы, который русские открыли на Урале.

5. ИКТ-технология. Игры на платформе «Леннинг апп «Народности Оренбуржья», «Предприятия Орска», «Угадай роспись» (работа в минигруппах)

- Вовращаемся к нашей карте. Там открылся следующий символ. Это компьютер. Коллеги, предлагаю Вам разделиться на три подгруппы по цвету ваших стульев: желтые, зеленые и бордовые. Найдите свой ноутбук по цвету. Откройте и пройдите по ссылке. Вы попадете на развивающее упражнение на платформе «Ленинг апс». Вам предлагается выполнить задание и затем сформулировать задачи. Педагогическую задачу, которую ставит педагог: какие представления он формирует, какие представления он закрепляет, в чем упражняет детей и др.

6. Ребусы

- Карта предлагает нам решить ребусы по теме нашего семинара. Задание выполняем в микро-группах.

Каждой команде даны конверты, в которых находятся карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашего семинара-практикума. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Ответы: Орск, Медногорск, герб, Россия, честь, Родина, память, гимн.

7. Презентация технологии «Кроссенс».

- На карте появилась бука «К». Обучение должно быть интересным. А как привлечь внимание? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют образовательный процесс сделать немного увлекательнее. Совсем недавно я и познакомилась с новой технологией Кроссенс. Хотелось бы познакомить и вас с ней.

Идея - гениальна и проста. КРОССЕНС - это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Метод «КРОССЕНС» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые КРОССЕНС был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «КРОССЕНС» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ».

КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.

Суть метода. Нужно разгадать КРОССЕНС, т. е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

КРОССЕНС рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.

Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.

Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать КРОССЕНСЫ, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

При создании КРОССЕНСА можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Определяем тематику (общую идею).

2. Выбираем 8-9 элементов (образов, имеющих отношение к теме.

3. Находим связь между элементами.

4. Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5. Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6. Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7. Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

8. Построение ассоциативной связи.

9. Выход на новый уровень.

Применение КРОССЕНСА разнообразно:

• при формулировке темы и цели занятия;

• при изучении нового материала;

• при закреплении и обобщении изученного материала;

• в индивидуальной работе;

• в качестве творческого домашнего задания.

Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развиваются коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому материалу. То есть кроссенсы:

учат: - думать;- творить;- высказывать свою точку зрения; - обрабатывать информацию,

развивают: - зрительную память;- связную речь;- коммуникативные способности;- навыки работы с источниками информации;

повышают:- мотивацию;- самооценку.

Предлагаю на выбор картинки. Педагоги по своим картинкам должны разделиться на две группы и составить 2 кроссенса «Орск» и «Россия».

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов

-Наше путешествие подходит к завершению. Коллеги, посмотрите почти все сектора на карте открыты. Какую технологию напоминает наша карта? (Кроссенс-технология). Верно. Как вы думаете, что должно быть изображено в центре нашего кроссенса? У нас получился Кроссенс образовательных технологий по патриотическому воспитанию.

Мы совершили погружение в мир образовательных технологий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, познакомились с новой технологией, получили новые знания о родном крае. Был ли наш семинар полезен, достаточно информативен, судить вам. Мне очень важно ваше мнение и ваши отзывы, также важно ваше эмоциональное состояние и настроение. Предлагаю выразить мнение о семинаре достаточно кратким, но точным и интересным способом.

Упражнение «Радуга мнений»

Вернемся к доске ожидания и опасения. Если ваши опасения рассеялись, можете убрать тучки. Наконец небо прояснилось и там засияла радуга. Это непростая радуга, а «Радуга мнений».

На магнитной доске размещаем полоски цветного картона. Каждому цвету соответствует определенный вопрос:

• синяя – «Ваши ощущения от работы»;

• красная – «Самое ценное приобретение сегодняшнего дня»;

• желтая – «Это было самым полезным»;

• зеленая – «Это я использую в своей работе».

-Коллеги, возьмите по кусочку «радуги», дополните радугу и выскажите свое мнение о нашем семинаре.

Благодарю вас за работу. Мне было приятно с вами прожить это мероприятие. В завершение мы получаем карточки с QR-кодом и ссылкой на материалы нашего семинара-практикума, которыми вы можете воспользоваться в любое время. Также вы являетесь соавторами этой страницы и можете добавлять свои интересные разработки по патриотическому воспитанию.

Коллеги, предлагаю встать в общий круг. Закройте глаза. Давайте постоим, мысленно передавая свои позитивные эмоции и добрые пожелания свои коллегам. На этом наш семинар заканчивается. Спасибо всем!

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 07:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Курманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД