Ирина АМ
Конспект семинара-практикума «Использование инновационной технологии «Мозартика» в работе педагога-психолога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Мрачковская Ирина Александровна
педагог-психолог МБДОУ №1, г. Харцызск, ДНР
Цель: повышение профессионального мастерства, творческого потенциала педагогов-психологов, освоение поля культуры как пространства личностных поисков.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с опытом использования инновационной коррекционно-развивающей технологии Мозартика.
2. Способствовать развитию творческого мышления и эмоционального,
интуитивно-образного восприятия.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Способствовать развитию интегративных функций мозга и активизации способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 60 мин.
Оборудование для педагога-психолога : ноутбук, телевизор, фотографии картин художников - Густава Климта: «Древо жизни», «Портрет Эмилии Флеге», «Портрет Фридерики Марии Беер», «Золотая Адель», «Поцелуй», «Берёзовая роща», «Деревенский сад с подсолнухами», «Поляна с маками» и Маурица Корнелиса Эшера: «Предел круга», «Предел квадрата», «Рыба, проглатывающая лодку», «Все меньше и меньше», «Заполнение плоскости рептилиями», «Ракушки и морские звезды», «Круг с бабочками», «Бабочка»; фонограмма музыки Эрнесто Кортазара.
Оборудование для педагогов : игровые наборы инновационной коррекционно-развивающей технологии Мозартика - «Витражи», «Туманы».
Ход мероприятия:
1. Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать наше сегодняшнее занятие мне хочется строчками из стихотворения Николая Гумилева «Искусство» :
Созданье тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней —
Стих, мрамор иль металл.
Сегодня мы с вами будем создавать прекрасное из абсолютно бесстрастного с виду, но обладающего значительным развивающим и реабилитационным потенциалом материала – это игровые наборы инновационной коррекционно-развивающей технологии Мозартика. А для начала небольшая разминка.
2. Упражнение «Квадрат»
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие психоэмоционального напряжения
Психолог: предлагаю всем стать в круг, и закрыть глаза. Не открывая глаз, вам нужно перестроиться в квадрат. Все ли вы уверены, что стоите в квадрате? Квадрат должен быть ровным.
(После того, как все согласятся, что стоят в квадрате, открывают глаза. Затем таким же образом делаются другие фигуры.)
Психолог: вам понравилась игра? Как вы думаете, каким образом задание можно было сделать быстрее и качественнее?
1. Мини-лекция
Оборудование: ноутбук, телевизор, фотографии картин художников - Густава Климта: «Древо жизни», «Портрет Эмилии Флеге», «Портрет Фридерики Марии Беер», «Золотая Адель», «Поцелуй», «Берёзовая роща», «Деревенский сад с подсолнухами», «Поляна с маками» и Маурица Корнелиса Эшера: «Предел круга», «Предел квадрата», «Рыба, проглатывающая лодку», «Все меньше и меньше», «Заполнение плоскости рептилиями», «Ракушки и морские звезды», «Круг с бабочками», «Бабочка».
Психолог: всем вам хорошо известно, что творчество обогащает и исцеляет внутренний мир человека, способствует его саморазвитию и самовоспитанию. Развитие творческих способностей необходимо любому человеку. Творческий человек более самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать. Сегодня мы с вами будем не только повышать свой творческий потенциал, но и восполнять внутренние личностные ресурсы. И поможет нам в этом великая сила искусства.
Прежде чем начать работу с игровыми наборами, я хочу познакомить вас с творчеством двух знаменитых художников - Густава Климта и Маурица Корнелиса Эшера.
1. Густав Климт (14 июля 1862г-6 февраля 1918г) - австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Золотая живопись Климта влечет в мир неги, безмятежный и далекий от окружающей действительности, в котором живут прекрасные женщины и колоритные пейзажи в своем совершенном времени и пространстве. Тут царит красота. От современников Климта отличает искренность. В своих работах он отображал то, что ему было интересно, несмотря на нерентабельность замысла. Наиболее удивительное из созданного Климтом - это образы прекрасных женщин. На женских портретах Климта умиротворенно безмятежные, мечтательные лица, взирающие на мир отрешенно и меланхолично. Главная составляющая женского образа - расцвеченные орнаментом одеяния, способствующие усилению восприятия лица, шеи и рук. Давайте рассмотрим наиболее знаменитые картины Климта с женскими образами. ( Психолог демонстрирует картины: «Древо жизни», «Портрет Эмилии Флеге», «Портрет Фридерики Марии Беер», «Золотая Адель», «Поцелуй»).
Психолог: кроме женских образов творчество Климта представлено пейзажной живописью. За созданием пейзажей Климт отдыхал душой. На сегодняшний день его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. Весьма реалистичны картины - «Берёзовая роща», «Деревенский сад с подсолнухами» «Поляна с маками» (Демонстрирует картины)
Психолог: поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от увиденного. (Участники делятся впечатлениями)
2. Мауриц Корнелис Эшер (17 июня 1898 г-27 марта 1972 г) - голландский художник-график. Один из первых, кто занялся изучением свойств симметрии и применением ее в искусстве. Эшер знаменит своими гравюрными работами по металлу и дереву, а также концептуальными литографиями, в которых мастерски отображал понятия бесконечности и симметрии, особенно, что касаемо, психологического восприятия сложных трёхмерных объектов. Замыслы для своих картин Эшер черпал из точных наук - математики и геометрии.
В 1936 году он увлекся мозаикой и систематически использовал ее для заполнения плоскости картины.
Разбивая плоскость на тонко сплетенные комбинации контуров человеческих фигур, птиц, рыб, пресмыкающихся и млекопитающих, Эшер мастерски вставляет свои орнаменты в нестандартные, впечатляющие своей неожиданностью, композиции. Предлагаю вашему вниманию работы Маурица Эшера. ( Демонстрирует картины: «Предел круга», «Предел квадрата», «Рыба, проглатывающая лодку», «Все меньше и меньше», «Заполнение плоскости рептилиями», «Ракушки и морские звезды», «Круг с бабочками», «Бабочка»).
Психолог: поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от увиденного. (Участники делятся впечатлениями)
3. Практическая часть
Оборудование: наборы Мозартики «Витражи», «Туманы», фонограмма музыки Эрнесто Кортазара.
Психолог: я не случайно представила вам творчество этих художников. Наборы Мозартики, с которыми вы будете сегодня работать, напоминают мозаичность и колорит картин этих талантливых художников. И сейчас желающие могут попробовать создать свои шедевры по мотивам творчества данных художников.
Работу с игровым набором «Витражи» я назвала «В гостях у Маурица Эшера», а играющие набором Мозартики «Туманы» сегодня погрузятся в «Мир неги» Густава Климта. Правила игры довольно просты: на игровых полях с помощью фантазийных фигурок вам нужно создать свои картины и дать им названия. Для соответствующей творческой атмосферы, я включу музыку. Постарайтесь прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, и хорошо если вы отключите своего «внутреннего критика» и насладитесь процессом. (Приглашает желающих приступить к работе с игровыми наборами, при этом, можно предложить, как индивидуальную, так и совместную работу - для этого складывают, например, 4 игровых поля набора «Витражи» так, чтобы в середине четыре сегмента образовали круг. Каждый из играющих может выбрать один единственный витраж в этом панно из 4-х полей и заполнить только его по собственному выбору, а затем строит переход от своей композиции к композиции другого. Комбинации полей варьируются, как самим педагогом-психологом, так и самими участниками).
Психолог: давайте посмотрим на ваши «полотна» или, как их обычно называют те, кто знаком с Мозартикой, мозартичные картины. Расскажите, как вам творилось. (участники делятся впечатлениями)
4. Упражнение «Рефлексия»
Цель: отреагирование актуального эмоционального состояния.
Оборудование: фантазийные фигурки наборов Мозартики «Витражи», «Туманы»,
Описание: психолог предлагает педагогам, используя разноцветные фигурки, выложить смайлик того настроения, с которым они завершают занятие и желающим поделиться своими мыслями, впечатлениями.
5. Заключительное слово педагога-психолога
Я благодарю вас за внимание, надеюсь, что вам понравилось, и вы узнали для себя, а может и о себе, что-то новое. И напоследок, мне хочется рассказать вам одну суфийскую притчу.
Мастер и чайная чашка
«Давным-давно один Мастер инкогнито путешествовал со своими учениками. Однажды, они остановились на ночлег в караван-сарае. Утром хозяин подал им завтрак, и. когда все стали пить чай, хозяин неожиданно припал к ногам Мастера. Ученики были очень удивлены. Откуда хозяин мог узнать, что перед ним Мастер? Кто открыл тайну хозяину караван-сарая?
Мастер улыбнулся и сказал:
- Не удивляйтесь, лучше спросите его самого, как он узнал меня.
Ученики обратились к хозяину с вопросом:
- Как ты узнал, что он - Мастер?
- Я не мог не узнать, - ответил тот. – Много лет я накрываю стол для моих гостей. Я видел тысячи людей, но я никогда не встречал человека, который с такой любовью смотрел бы на чайную чашку.»
Психолог: я желаю всем вам воспитывать и мастерски развивать в себе искусство видеть красоту в нашей обычной, повседневной жизни.
До свидания!