Анастасия Растопчина
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями воспитанников»
▼ Скачать
Семинар-практикум для воспитателей
«Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов задачи взаимодействия с родителями.
2. Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.
Педагог-психолог:
Публикация «Конспект семинара-практикума для воспитателей „Секреты успешной работы с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мы сегодня отлично проведем нашу встречу, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать наш семинар – практикум с приветствия, но необычного!
Инструкция: Педагоги встают в круг, им предлагается поздороваться следующими способами:
Как в Японии: поклониться несколько раз, сложив руки, как в молитве.
Как в Новой Зеландии: потереться ладонями.
Как в Тибете: Показать язык и покрутиться.
Как в России: Пожать друг другу руку и обняться.
Педагог-психолог:
Наша работа непростая, она требует больших эмоциональных вложений. Конечно, хочется, чтобы этот труд был по достоинству оценен. Хочется, чтобы ваша работа была отмечена, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и тем более, в глазах родителей. Для этого мы должны выяснить для себя: «Зачем я работаю, что меня мотивирует?». Не секрет, что мотивация у каждого своя.
Мотивация это внутренний компонент, и он может изменяться. Сегодня, например, нас мотивирует денежное стимулирование, завтра – профессиональный рост, личностное развитие.
А сейчас давайте разберёмся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с детским садом, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.
Педагоги отвечают на поставленный вопрос: ПРИМЕРЫ
1. Стремление доставить радость своему ребёнку;
2. Стремление принести пользу обществу;
3. Желание особенного отношения к ребёнку со стороны воспитателей.
4. Самореализация/демонстрация своих умений, талантов.
5. Возможность передать свой опыт.
6. Стремление к изучению своего ребёнка в социуме.
Вывод:
Для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:
1. Что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять эти потребности. (если родители участвуют для того, чтобы показать свои таланты, надо чаще привлекать их участию в творческих конкурсах).
2. Если хотят поделиться свои опытом в воспитании детей, то использовать их знания при организации и проведении родительских собраний и т. д.
Но, в любом случае, необходимо знать, что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни группы и изучать это через постоянное непринуждённое общение. Общение играет огромную роль в жизни любого человека.
Психологический практикум.
Педагог-психолог. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями.
Тест «Оценка эффективности стиля общения с родителями воспитанников ДОУ»
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что общение происходит на "разных языках"?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам скорее всего сложно вступать в общение с родителями. Возможно, контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Скорее всего Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Возможно Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями, возможно, Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Возможно Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями.
3 очка и менее. Ваша общительность носит иногда болезненный характер. Скорее всего Вы многословны, иногда вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно бываете некомпетентны. Иногда, вольно или невольно, Вы бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, обидчивы. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями трудно для Вас. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, постарайтесь уважительно относится к людям.
Педагог-психолог. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:
• приветствие
• имя
• улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Светлана Сергеевна!»
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение 2 «Тренировка интонации»
Участие по желанию.
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнести фразы:
• Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
• Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках)
ИРОНИЧНО
С УПРЕКОМ
БЕЗРАЗЛИЧНО
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
ТОРЖЕСТВЕННО
ТРЕВОЖНО
НЕЖНО
ЭНЕРГИЧНО
ВЛАСТНО
ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ
УГРОЖАЮЩЕ
ТРАГИЧЕСКИ
ИГРИВО
ЗЛОВЕЩЕ
ТРЕБОВАТЕЛЬНО
- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?
Педагог-психолог. А сейчас мы попробуем поучиться достойно отвечать собеседнику на какое-либо замечание, упрек.
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Методические рекомендации: педагог спрашивает воспитателей, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.
Педагог-психолог. Кроме как доброжелательность, вежливость и улыбка, существует еще один способ расположить к себе собеседника. Это комплимент. Говорить их тоже нужно уметь правильно и тактично. А также с достоинством принимать комплименты в свою сторону. Потому что зачастую человек начинает отрицать то, за что его хвалят, поощряют («Вы сегодня замечательно выглядите!», - говорит нам, например, коллега. Что мы часто отвечаем? Правильно. «Ой, да я сегодня не успела даже собраться нормально» и т. д. и т. п.)
В общении с родителями же наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Упражнение «Волшебная шляпа»
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)
Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Педагог подводит итог: комплимент должен быть искренним, а для родителей лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить родителю ребенка.
Подводя итог, хочется сказать, что умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения. Тем более в нашей сфере деятельности.