Екатерина Спирина
Конспект родительского собрания «Адаптация малышей к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Спирина Екатерина Юрьевна
МДОУ Иркиликский д. с. «Колосок».
2018г.
Конспект родительского собрания
Тема: «Адаптация малышей к ДОУ»
Форма: «Душевный разговор».
Структура: 1. Предварительная работа:
- Посещение детей на дому.
Публикация «Конспект родительского собрания „Адаптация малышей к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Выявить условия проживания ребёнка в семье, семейные взаимоотношения, поближе познакомиться с родителями.
- Консультация для родителей :
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей при подготовке ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение.
- Памятка для родителей : «Готовим ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение».
Цель: Дать родителям знания о том, как подготовить малыша к новому для него периоду.
- Индивидуальная работа с родителями.
Цель: Провести беседу с каждой семьёй о том, чтобы они хотели обсудить на родительском собрании, узнать, какие задать вопросы.
- Провести анкетирование родителей.
Цель: Побуждение родителей к размышлению о том, готовы ли они к тому, чтобы их малыш пошел в детский сад.
- Оформление фотостенда «Наш любимый детский сад».
Цель: Познакомить родителей с помещениями, сотрудниками ДОУ.
- «Калейдоскоп добрых дел».
Цель: Приглашение к сотрудничеству. (За две недели до собрания напечатать и раздать каждой семье листовки с просьбой подумать, что бы они могли сделать для детей группы).
- В родительском уголке разместить советы родителям : «Делать или не делать».
Цель: Привлечь внимание к данной проблеме.
- В родительском уголке : Родителям на заметку : «Как снять напряжение после детского сада».
Цель: Советы родителям как облегчить ребёнку период адаптации в кругу семьи.
- Изготовление приглашения на родительское собрание.
Цель: Привлечь внимание родителей к данному мероприятию, обеспечить присутствие каждого.
2. Основная часть:
- Поздравление заведующего ДОУ.
- Экскурсия по ДОУ.
- Доклад воспитателя группы: «Что такое адаптация?»
- Выступление старшей медсестры о питании детей в ДОУ.
- Игра для активации родителей «Кто больше назовет блюд из творога».
- Народная мудрость.
- Выбор родительского комитета.
- Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.
- Общая фотография на память о первом родительском собрании.
Ход собрания:
Заведующий МДОУ встречает гостей, здоровается, поздравляет:
- Уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем детском учреждении. Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка. Волнуетесь Вы, волнуемся и мы, так как Вы мало что знаете о детском саде и о тех, кто в нём работает, а мы ничего не знаем о Вас. Я предлагаю начать наше знакомство с экскурсии по ДОУ. (Заведующий проводит экскурсию, показывает все помещения: группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, пищеблок, кабинет методиста, прачечную и приводит родителей в группу, где их встречает воспитатель). Все садятся на стулья вокруг стола. На столе стоят цветы, чашки с чаем, печенье, конфеты, разложены памятки, листы бумаги, карандаши. Педагог предлагает познакомиться друг с другом, высказать своё впечатление об экскурсии. Доклад воспитателя группы: «Что такое Адаптация?».
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый добрый, самый красивый, самый умный… Но вот пришло время идти в детский сад. Естественно, мама с папой волнуются. Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается психологическими трудностями. Когда малыш отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь его и его родителей значительно меняется. Потребуется какое – то время, чтобы все приспособились к новым жизненным обстоятельствам. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Адаптация (от латинского «приспособление») – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, которое проходит на разных уровнях:
- Физиологическом – ребенок часто болеет,
- Психологическом – ребенок капризничает, плачет, плохо ест, не спит, он может быть агрессивным, подавленным.
- Социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, многое забывает, хуже говорит, не хочет ничего делать из того, что делал раньше.
Адаптация может быть :
- Лёгкая (около месяца)
- Средняя (два месяца)
- Тяжелая (три и более месяца)
- И очень тяжелая (около полугода)
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода :
1. Возраст
2. Состояние здоровья
3. Уровень развития
4. Умение играть
5. Умение общаться со взрослыми и сверстниками
6. Режим дня в ДОУ и дома
Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит неизвестность: его окружают чужие люди, незнакомая обстановка. Он начинает активно обороняться доступными для него способами: громко плачет, кричит, не хочет кушать, спать, идти в туалет и даже пытается убежать. Малыша пугают попытки воспитателя успокоить. Он настолько возбужден, что даже и дома не может успокоиться: вздрагивает во время сна, капризничает, не играет, не отходит от мамы, плохо кушает. Так могут проходить несколько дней и ребёнок от нервных перегрузок, может заболеть. Период привыкания растягивается от нескольких дней до нескольких месяцев.
Далее старшая медсестра рассказала о питании деток в детском саду, зачитала примерное меню на десять дней. Посоветовала родителям и дома придерживаться такого же меню, включать в рацион больше блюд из рыбы, овощей и творога. Питание должно быть разнообразным, сбалансированным, полезным.
Игра для активации родителей : «Кто больше назовет блюд из творога?».
(Родители делятся на две команды: обсуждают, записывают, зачитывают, определяют победителей, по просьбе других, дают рецепт понравившегося блюда).
Народная мудрость – педагог предлагает присутствующим вспомнить и огласить высказывания о воспитании детей. Потом дополняет сам.
- Учи жену без детей, а детей без людей.
- Одними ласками ребенка не воспитаешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Доброе слово – половина счастья.
- Пример – хороший учитель.
- Не делай того другому, чего не хочешь сам себе.
- Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит.
- Не та мать, что родила, а та, что воспитала.
Выборы родительского комитета. (Педагог объясняет его полномочия).
Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.
Фотография на память о первом родительском собрании.
Приложения:
«Калейдоскоп добрых дел».
- Сделать кормушки для птиц
- Организовать день рождения ребёнка в ДОУ
- Показать кукольный спектакль
- Сделать самодельные книги для детей
- Оформить фотоальбом о своей семье (принести каждому родителю фотографию своего ребенка).
- Сделать мебель для кукол
- Отремонтировать игрушки, мебель
- Принести цветы в группу
- Помочь оформить группу к празднику
- Участвовать в конкурсах ДОУ
- Организовать спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Изготовить елочные игрушки
Анкета для родителей.
1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание?
- Интерес к поднятой теме
- Любопытство
- Текст приглашения
2. Что такое, по вашему мнению «Адаптация»?
- Привыкание к ДОУ
- Знакомство с ДОУ
- Не знаю
3. Что бы Вы хотели узнать о ДОУ?
- Режим работы
- Устав
- Направление работы
4. Кому бы Вы хотели задать вопросы?
- Заведующему
- Медперсоналу
- Воспитателю
5. Какие трудности Вас пугают при поступлению в ДОУ?
- Негативное отношение к воспитателю
- Нежелание ребенка идти в детский сад
- Долгая дорога до ДОУ
6. Как, по Вашему мнению, готов ли ребенок к поступлению в ДОУ?
- Готов
- Не готов, но надеюсь на помощь сотрудников ДОУ
- Затрудняюсь с ответом
Памятка для родителей.
1. 1. Купите малышу все необходимые вещи, сделайте акцент на то, что это всё для детского сада. Поощряется, когда малыш берёт с собой в сад любимую игрушку.
2. 2. Проходя мимо ДОУ, с радостью напоминайте, что там его ждут, любят, там много ребяток, с которыми он будет играть.
3. 3. Расскажите о режиме дня детского сада, что и когда малыш будет делать.
4. 4. Гуляя во дворе, на детской площадке поучите ребёнка знакомиться с другими детьми, делиться своей игрушкой.
5. 5. Что бы малышу было легче расставаться с мамой, рекомендуем быстро попрощаться, передать ребенка воспитателю и уходить, т. к. «долгие проводы – лишние слёзы». Если Вы целый час будите уговаривать его, то ситуация может стать более тяжелой.
6. 6. Следует помнить, что адаптация может быть легкой, средней и тяжелой и Вам понадобится несколько месяцев, будьте снисходительны и терпеливы.
7. 7. В присутствии ребёнка не допускайте критических замечаний в адрес детского сада и воспитателя.
8. 8. Будьте общительны с персоналом ДОУ.
9. 9. Подбадривайте своего ребенка, больше уделяйте ему внимания дома, разговаривайте с ним, гуляйте, общайтесь с другими детьми.
10. 10. Не допускайте конфликтов в кругу семьи, что бы малыш, не нервничал, не плакал, не волновался.
Родителям на заметку
Как снять напряжение
после детского сада.
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различны. Наиболее распространенный источник напряжения это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребёнок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило – он расскажет сам, когда отдохнёт. Ребёнок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, приведя его домой, сразу же браться за выполнение домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослых, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать, поиграть.
Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой – небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будите сопровождать его беседой с кем – либо из приятельниц или родителей других детей – как правило, дети очень ценят прогулки вдвоём.
Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа – это то же большая нагрузка для малыша, склонного к перевозбуждению. А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком – к чему он инстинктивно стремиться, возвращаясь, домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги, любимая игрушка) – то и является для него источником стихийной психотерапии.
Советы родителям – делать или не делать?
Делайте!
1. Радуйтесь вашему малышу.
2. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
3. Разговаривайте с ребенком короткими фразами заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
4. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
5. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
6. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.
7. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
8. Говорите медленно.
9. Будьте терпеливы.
10. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.
11. Каждый день читайте ребенку.
12. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
13. Не скупитесь на награду, похвалу, поцелуй.
14. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
15. Поощряйте игры с другими детьми.
16. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
17. Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам пересаживать цветы, мыть посуду, развешивать бельё.
18. Приобретайте кассеты, диски с записями любимых песен, стихов, сказок: пусть он слушает их снова и снова.
19. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
20. Если ребенок начал что – то коллекционировать – проявите к этому интерес, займитесь этим вместе с ним.
21. Не теряйте чувства юмора.
22. Играйте с ребенком в разные игры.
23. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем – то занимаются вместе.
Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте его делать что – ни будь, если он устал, расстроен.
5. Не требуйте сразу слишком многого.
6. Не следует постоянно поправлять, говорить: «Не так! Переделай это».
7. Не надо критиковать ребенка в присутствии других людей.
8. Не надо устанавливать слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание.
9. Не перестарайтесь, доставляя малышу слишком много впечатлений, игрушек, поездок.
10. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания, что «мама устала».
11. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке.
12. Не сравнивайте малыша с другими детьми, с его братом или сестрой.
Приглашение на родительское собрание.
Уважаемый (ая….
Приглашаем Вас на первое родительское собрание в наш детский сад
(название ДОУ, адрес….
Вместе с Вами мы обсудим очень важные вопросы, волнующие Вас. Познакомим с детским учреждением и людьми, работающими в нем. Приходите, мы очень Вас будем ждать:(Дата, время).