Татьяна Вострухова
Конспект родительского собрания «Развитие связной речи у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Веснушки»
на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников»
Форма проведения: Игра-путешествие
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам развитии связной речи старших дошкольников. Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи.
Задачи:
- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
- Дать понятие связной речи, познакомить с особенностями и формами работы.
- Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы формирования связной речи.
- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
- Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Предварительная работа:
1. Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет.
2. Оформление мини - выставки настольно печатных игр по развитию речи.
Повестка.
1 часть: «Совсем немного науки»
Вступительное слово воспитателя, раскрытие темы собрания.
2 часть: Игра- путешествие по островам «Развития связной речи»
Остров «Творческий» (дидактические игры на развитие связной речи)
Остров «Наши руки не знают скуки» (пальчиковые гимнастики)
Остров «Игровой» (словесные игры)
Остров «Фантазеры» (рассказы по серии сюжетных картинок)
Остров «Художественное слово» (театрализация сказки «Теремок»)
3. Вопрос-ответ:
4. Итог.
Вступительное слово воспитателя по теме
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи старших дошкольников».
1 часть: «Совсем немного науки»
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения,
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия,
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей,
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
«Связная речь – это…» Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи. Язык служит ребенку,
-во-первых; для налаживания эмоциональной связи с окружающими;
-во-вторых, для формулирования мыслей, построения сообщений;
-в - третьих, для налаживания с партнером речевого взаимодействия.
В 6 – 7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые – раздражительными. В семье часто ребенка понимают с полуслова. И он не испытывают трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Но постепенно круг общения ребенка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие. Следовательно, чем раньше мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем он будет увереннее себя чувствовать.
Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Возможные ответы родителей : Речь старшего дошкольника должна быть грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, эмоционально окрашенной и т. д.
Достижения ребенка к концу учебного года
• Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
• Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
• Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
• Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
• Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.
Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Все вы за ранее получили пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Мы отправляемся на корабле под названием «Детство» в путешествие на острова «развития речи».
(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).
2 часть: Игра - путешествие по островам «Речевого развития»
1. Остров «Творческий»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам).
Игра «Подберите прилагательные к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок (веселый, добрый, радостный и т. д.)
Игра «Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
2. Остров «Художественное слово»
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.
3. Остров «Наши руки не знают скуки» пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.
(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)
4. Остров «Игровой» (продолжаем путешествие)
Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
5. Остров «Фантазёры»
Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.
А сейчас занимаем свои места на корабле и возвращаемся в детский сад.
Итог. А сейчас предлагаем Вам вернуться в детский сад, и поделиться своими впечатлениями, нам очень важно услышать Ваше мнение о нашем путешествии, на каком острове вам было тяжелее всего справляться с заданиями. Может у вас возникли вопросы вовремя нашего путешествия, а кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?
Окончание родительского собрания, подведение итогов, рефлексия.
Очень важно на этом этапе дать родителям высказаться о чувствах и эмоциях, полученных на собрании. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече на парусах нашего корабля (озвучить)
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.