Бучина Ольга
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада с помощью ТРИЗ-игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей,
установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада с помощью ТРИЗ-игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
Форма проведения: дистанционное собрание ZOOM-конференция
Подготовительная работа:
• Оформление приглашений для родителей на собрание.
• Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1).
• Поиск и оформление презентации «ТРИЗ - технология в ДОУ».
• Буклеты «ТРИЗ в саду и дома»
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
3. Показ презентации «ТРИЗ - технология в ДОУ»
4. Интерактив с родителями: «Игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
5. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание.
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
2. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).
При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей «Речевое развитие детей». Озвучивание результатов анкетирования.
Большинство родителей проводят дома работу по совершенствованию речи детей, следят, как говорит их ребенок, обращают на это внимание и исправляют ребенка, если он допустил ошибки в речи. Не все знают, чем заняты их дети на занятиях по развитию речи, какие знания они приобретают. 100% родителей хотели бы освоить приемы для правильного развития и совершенствования речи детей и готовы к совместной продуктивной деятельности.
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создавать в домашних условиях такие игровые ситуации для своих детей, которые способствуют развитию речи детей. Не всегда достаточно свободного времени, чтобы принимать участие в детских играх, не хватает определенных знаний и пр.
3. Показ презентации «ТРИЗ - технология в ДОУ»
4. Интеркатив с родителями: Игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией.
Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и, наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя.
Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо - плохо» играть в эту игру и открывать окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему. Давайте поиграем!
Будет называть положительные стороны и отрицательные стороны. А рассматривать мы будем время года «Зима».
Игра «Хорошо – плохо»
картинка ЗИМА – это:
ХОРОШО:
Можно кататься на санках;
Играть в снежки;
Кататься на лыжах;
Зимой праздник «Новый год».
ПЛОХО:
Холодно, можно замерзнуть;
Поскользнуться, получить травму;
Надо много одежды одевать;
Простыть и заболеть.
Что умеет делать? (игра для детей с 3-х лет)
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Родители: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?
В: Что может растение?
Р: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон?
Р: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может лед?
Р: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Р: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Р: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
В: Что может дождь?
Р: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
Что будет, если…
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага». Ребенок отвечает: бумага намокнет, растает, поплывёт и т. д.
5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
Ответы на вопросы родителей.
Надеюсь, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
Приложение №1.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Дата рождения___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?___
11. Присутствуете ли на детских праздниках?___
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?___
Благодарю за сотрудничество!