Приложение МААМ

Конспект родительского собрания в форме игротренинга «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»

Ирина Пазухина
Конспект родительского собрания в форме игротренинга «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие-игротренинг с родителями

«Взаимодействие с гиперактивным ребенком»

1. Упражнение-приветствие «Трамвайчик»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир общения с нашим непоседливым, но таким любимым ребенком. Отправиться туда я предлагаю на трамвайчике. Прошу всех сесть в кругу. Нам понадобится один свободный стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Публикация «Конспект родительского собрания в форме игротренинга „Взаимодействие с гиперактивным ребенком“» размещена в разделах

2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, чья двигательная активность выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Происходит он от латинского слова «activus» - деятельный, действенный и от греческого слова «Huper» - над, сверху – указывает на превышение нормы.

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и двигательной активностью.

Дети с гиперактивностью могут проявлять чрезмерную подвижность: они не ходят, а бегают; не сидят, а ерзают; принимаются за дело и убегают куда-то. Глаза их блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются, что ребенок не дает покоя : все время вмешивается в разговор, с ними все время что-нибудь случается, конфликтует со сверстниками, т. к. не умеет уступать и подчиняться правилам. Замечания и наказания не приносят результатов. Такие дети считаются непослушными, «терроризирующими» всю семью, сверстников и педагогов в учебном заведении.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка : дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты, и в настоящее время среди родителей и педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Однако, диагноз «гиперактивность» (или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический сидром) имеет поставить только врач невролог после проведения специальной диагностики.

В настоящее время выделяют следующие причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью :

o органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

o перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

o генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

o особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

o пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводят к ухудшению показателей внимания);

o социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и пр.).

В основе гиперактивности лежит, как правило, минимальная мозговая дисфункция (ММД) и дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга; проводимые электроэнцефалографические исследования часто выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это болезнь, требующая соответствующей диагностики и правильного медикаментозного лечения. Однако, в работе с гиперактивным ребенком следует помнить, что только медицинская помощь не может адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему навыки социального поведения. Поэтому лечение и воспитание ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Почему необходимо своевременно выявить гиперактивность у малыша и оказать ему медико-психолого-педагогическую помощь? Гиперактивность ребенка в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения. Многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения и письма (в 66%) и счета (в 61%, поэтому учебная успеваемость значительно ниже, чем у сверстников. Чрезмерная утомляемость приводит к микро- или макрографии, подчерк становится практически нечитаемым к концу урока. Повышенная активность приводит к неадекватному восприятию отношений окружающих, и как следствие – к ссорам, умышленному непослушанию, враждебному поведению. Сопутствовать СДВГ могут тики: подергивание мышц лица, всей головы, сопение и др. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что также нарушают социальную адаптацию ребенка.

3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Уважаемые родители, давайте суммируем уже известные нам характеристики, касающиеся гиперактивности ребенка, и составим его личностный портрет и попробуем найти положительные моменты в этом непростом поведении.

Особенности поведения Положительные моменты, или пути преодоления

Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет, и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится.

Часто ссорится со сверстниками. Быстро находит себе товарищей, может легко мириться.

Своим поведением «выводит» из состояния равновесия окружающих, вызывает беспокойство и раздражение взрослых. Легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла.

Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем задании и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, хотя не любознателен, т. к. любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. При поэтапном контроле взрослых, составлении плана действий способен продуктивно выполнять работу.

Нередко бывает раздражительным, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым. Открыто проявляет свои эмоции, как и отрицательные, так и положительные, не действует исподтишка.

Не умеет управлять своим поведением в игре. Любит играть со сверстниками, заводилы в подвижных играх.

Все время в движении, будто заведенный, стремится сорваться с места в самый неподходящий момент. С удовольствием выполняет просьбу взрослого, связанную с необходимостью пойти куда-то или принести что-то.

Излишне говорлив, постоянно перебивает собеседника, выкрикивает ответы с места. Не испытывает проблем с установлением словесного контакта, любит поговорить на любые темы.

4. Игра «Заяц-Хваста»

Мы могли заметить, как непросто живется нашему ребенку с моторчиком. Ведь гиперактивный малыш в течение дня получает множество замечаний от взрослых, слышит недовольства своим поведением от сверстников, при этом болезненно реагируя на критику. Следующее упражнение разовьет умение думать о Вашем ребенке в позитивном ключе. Наверно, все вы знакомы со сказкой «Заяц-Хваста», в которой он, прыгнув на пенек, хвастался, что он самый сильный и самый смелый. Мы сейчас также превратимся в зайцев-хваст. Только хвастаться будем не собой, а своим ребенком. Вот наш пень (детский стул, на который зайчики могут забраться. (Родители выполняют задание.) Посмотрите, какие, оказывается, замечательные у вас дети и сколько можно положительных качеств определить, лишь только этого захотев.

5. Заполнение анкеты «Как выявить гиперактивного ребенка»

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности : дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Анкета позволит Вам оценить данные критерии. Однако не стоит забывать, что диагноз гиперактивность медицинский и ставить его должен только специалист.

Анкета

«Критерии выявления гиперактивного ребенка»

(См. Лютова Е. К, Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» -

СПб. : ООО Издательство «Речь», 2000 г.)

Высокая двигательная активность

№ Утверждение да нет

1 Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

2 Ерзает на месте

3 Находится в постоянном движении

4 Очень говорлив

5 Спит меньше чем другие дети, даже в младенчестве

Дефицит активного внимания

№ Утверждение да нет

1 Непоследователен в поведении

2 Имеет трудности в организации

3 Имеет много незаконченных проектов

4 Не слышит, когда к нему обращаются

5 С большим энтузиазмом берется за задания, но не заканчивает их

6 Теряет вещи

7 Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

8 Часто бывает забывчив

Импульсивность

№ Утверждение да нет

1 Не может регулировать свои действия

2 Не умеет подчиняться правилам

3 Отвечает до того, как его спросят

4 Не может дождаться своей очереди в игре, на занятии

5 Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

6 Плохо сосредотачивает внимание

7 Не может отложить вознаграждение

8 Вариативность поведения: на одних занятиях спокоен, на других - нет

Интерпретация данных.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок является гиперактивным.

6. Игра «Черепаха»

Шустрому ребенку очень трудно контролировать свои движения. Следующая игра поможет осознать это. Тренер ставит у стены помещения игрушечную черепаху, остальные участники группы располагаются около противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение по направлению к черепахе.

Представьте, что вы – маленькие черепашки. Вас пригласила в гости эта черепаха Тортила. Но вот беда: именинный торт еще не готов. По моей команде вы начинаете движение к домику черепахи. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда будет готов торт. Тренер следит, чтобы никто не стоял на месте и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал «замереть». Побеждает тот, кто оказался дальше от именинницы.

Вопрос после выполнения задания: легко ли соблюдать правила игры? (трудно) Такие же чувства испытывает чрезмерно активный малыш, от которого требуется быть внимательным, спокойным и неимпульсивным.

7. Мини-лекция «Как родителям взаимодействовать с гиперактивным ребенком»

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с непослушанием сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша в детском саду и в школе, и в общественных местах замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

Далее вниманию родителей предлагается Памятка по взаимодействию с гиперктивным ребенком.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что с годами проявления синдрома будут преодолены. Главное условие успеха – комплексный подход к лечению и воспитанию, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и родителей.

8. Игра «Сто мячей»

Одна из проблем гиперактивного ребенка – молча ждать своей очереди, а также устанавливать визуальный контакт с собеседником. Этому могут научить шустрого ребенка любящие родители : откровенные разговоры по душам наедине с ребенком глаза в глаза.

Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

Первый этап – все участники встают в круг. Ведущий бросает мяч, предварительно «договорившись» с одним из участником взглядом. Поймавший перебрасывает мяч, тоже предварительно «связавшись» взглядом с кем-либо из игроков и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падение мяча на пол.

На втором этапе вводится еще один мяч. На последующих этапах в игре может использоваться 3, 4, 5 и т. д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения ни одного мяча на пол.

9. Игра «Маленький зверёк»

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приёмов можно осуществлять мышечный контроль.

Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котёнок, щенок, птичка и т. д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладонях. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверёк в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение: тренер задаёт вопросы о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 мин», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

10. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми»

Специалисты утверждают, что многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной семейной атмосфере. Коррекционную работу с гиперактивными детьми можно проводить в рамках игровой терапии. При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому гиперактивный ребенок проявляет меньше признаков гиперактивности, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. В работе с гиперактивными детьми надо использовать три основных направления: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Примеры игр, в которые играют гиперактивные дети.

• Упражнения для развития мелкой моторики («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Змейки»

• Релаксация («Лучики», «Половинки»)

• Дыхательные упражнения

«Колпак мой треугольный»

«Клубочек»

«Археологи»

«Говори!»

«Послушай тишину»

«Рисунок на спине»

«Разговор с руками»

«Что нового»

«Снежинка»

11. Итог занятия. Обратная связь.

Публикации по теме:

Конспект проведения родительского собрания в форме игры «Сохраняя семейные традиции» по патриотическому воспитанию Задачи: • Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых. • Обмен опытом семейного воспитания. • Повышение педагогической.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

Конспект родительского собрания на тему «Здоровье ребёнка в наших руках» в форме педагогической гостиной План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Здоровье ребёнка в наших руках» Форма родительского собрания: Педагогическая гостиная.

Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона» Цель: внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на партнёрстве ДОУ с родителями и повышение уровня правовой.

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Удивительное рисование» Родительское собрание – мастер-класс «Удивительное рисование» Тема: «Удивительное рисование» Цель: Создать условия для овладения нетрадиционными.

Плана-конспект родительского собрания на тему «ФГОС дошкольного образования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

План-конспект родительского собрания в форме логопедической гостиной «Домашняя игротека» Цель: Формирование у родителей представлений об игре как форме обучения ребёнка. Оборудование: бейджики в форме машин и кукол с именами.

Разработка общего родительского собрания «Взаимодействие семьи и ДОУ как средство реализации ФГОС дошкольного образования» Западное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской.

Сценарий родительского собрания в игровой форме Цель собрания: в игровой форме познакомить родителей с дидактическим материалом, вызвать у них интерес к нему и желание применять дидактические.

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе с детьми» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в форме игротренинга «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 17:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания в форме игротренинга «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пазухина (УИ 498584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД