Ирина Стогова
Конспект родительского собрания «Безопасность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА»
Цель: сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Публикация «Конспект родительского собрания „Безопасность ребенка“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
1. Вступительная часть.
Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него.
Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.
- Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей (Ответы родителей)
Выводы:
Надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.
Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления или какое положение тела самое безопасное, если вы оказались в заложниках? Вопросов более чем достаточно, поэтому не удивляйтесь, если дети начнут вам рассказывать, что играли в «эвакуацию».
Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение – оглядись: сумеешь ли выйти?». Это мы сейчас и проверим.
Где находятся запасные выходы в нашем здании?
Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?
Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников безопасному поведению?
2. Педагогический всеобуч «Обучение дошкольников безопасному поведению»
1. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
2. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
3. Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
5. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере и неизбежно будет нарушать.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.
Задание для родителей : на левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. Тогда в правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.
В результате на левой стороне листа останутся только те нормы, выполнения которых следует неукоснительно требовать путем запретов. Такое перераспределение правил при необходимости можно произвести несколько раз - это облегчит отбор запретов, действительно имеющих жизненно важное значение для дошкольников.
В правой части листа окажется перечень нежелательных действий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй после себя беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстрировать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».
Если всё же возникают проблемы, постарайтесь самому себе ответить на следующие вопросы.
Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить правило?
Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам данных правил?
Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?
6. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом). Вместо того чтобы кричит: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»
7. Следует чаще хвалить детей за хорошие поступок, за соблюдение запретов.
8. Очень полезно, если мама выполнит просьбу воспитателя и «намертво» пометит одежду ребенка именем и фамилией, а еще лучше, если у ребенка будет безделка с точными данными – адресом места жительства.
9. Как можно раньше учите ребенка называть свое имя, имена родителей, название детского сада, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить ребенку, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.
Выводы:
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
3. Работа в группах
Задача воспитателя: обсудить в группе ситуацию и сформировать правила безопасного поведения ребенка в разных жизненных ситуациях.
4. Раздача памяток о разных видах опасности подстерегающих наших детей.
Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами:
Если ребенок самостоятельно ходит по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.
1. Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.
2. Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Чтобы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
3. Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
4. Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
5. Никуда не ходить с незнакомыми взрослыми (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
6. Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите чужой человек!».
7. Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию.
8. Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
9. Не открывать в дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, значит, как их зовут.
Безопасность ребенка на улице.
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключайте договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор – основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1. Не выходить на улицу без взрослых.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.
8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10. Не привлекать к себе внимание манерой поведения.
Безопасность в общественном транспорте.
Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.
Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1. Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2. Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
4. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидами.
Если ребенок потерялся на улице
Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать остановками безопасности (это могут быть полицейский участок, продуктовый магазин и тд.). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живет, номер телефона, свои имя и фамилию.
Встреча с ядовитыми растениями.
Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже не ядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.
Контакты с животными
1. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
2. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и уксусам.
3. Не подходить и не трогать руками любых животных с детенышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
4. Нельзя дразнить и мучить животных.
Ребенок дома.
1. Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.
2. Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.
3. Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
4. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01, в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).
6. Нужно знать свой адрес, номер телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.
7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.
8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.
Эмоциональное благополучие ребенка. Детские страхи.
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких).
Поэтому очень важно, чтобы взрослые:
• Относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
• Давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
• Помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда …»)
• Рассказывали о собственных детских страхах;
• Давали описания реально опасных ситуаций (ходить осенью по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
• Допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
• Давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
• Реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
5. Выводы по данным памяткам:
Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.
Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.
Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.
Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.
Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.
Определяйте границы дозволенного, четко и категорически.
6. Заключительная часть.
Что вам понравилось на собрании? Что нового и полезного вы узнали для себя?
В заключении мне хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!
Вариант решения родительского собрания :
Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
Систематически осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения.
Оказать помощь воспитателю в создании в группе «Центра безопасности»(приобретение и изготовление дидактических игр, пособий, литературы).
Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно - досуговой и спортивной направленности по теме собрания.