Елена Смирнова
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Повысить уровень педагогической культуры родителей
• Раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития детей, познакомить с критериями речевой готовности к школьному обучению.
• Показать приемы и методы работы по речевому развитию, раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе „Готовность речи ребенка к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
• Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
• Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Структура:
1. Вступительное слово воспитателя по теме.
2. «Что волнует родителей?» (выступление родителей).
3. «Речевая готовность ребенка к школе» (выступление учителя – логопеда).
4. Подведение итогов анкетирования «Развитие речи вашего ребенка» (учитель – логопед, воспитатель).
5. Веселая викторина для родителей «В стране слов».
6. Памятка родителям «Речевая готовность ребенка к школе».
7. Рефлексия «Чудесный ларец».
Участники:
родители, воспитатель, учитель – логопед.
Предварительная работа:
• объявление о собрании,
• изготовление буклета для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»,
• анкетирование по теме собрания. Анкеты заполняются дома до собрания и их результаты используются в ходе его проведения,
• консультации «Повышение уровня речевой готовности ребенка к школе», «Речевая готовность к школе как залог успешного обучения».
• оформление книги отзывов.
Форма:
Заседание родительского клуба.
1. Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады встрече с Вами, и очень хорошо, что Вас интересуют успехи, волнуют проблемы ваших детей. Об этом говорит тот факт, что сегодня присутствуют на собрании почти все родители. Нам приятно, что Вы всегда откликаетесь на наши просьбы, и мы Вас благодарим за это.
Мы с Вами работаем в тесном единстве уже несколько лет, и убедились, что семья была и остается жизненно необходимой средой для развития ребенка, формирования его личности, для передачи социальных и культурных ценностей.
А сегодня поговорим о том, что необходимо предпринять в работе по развитию речи детей. Попробуем разрешить наши проблемы по данному вопросу в форме «беседы за круглым столом». Хотелось бы узнать, что беспокоит родителей в развитии речи Ваших детей?
2. Родители рассказывают о том, что их волнует…
3. К разговору подключается учитель – логопед.
Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».
Слайд 1 Речевая готовность к школе
Слайд 2 Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Слайд 3 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 4 Сформированность фонематических процессов. Умение различать звуки речи на слух
Это подразумевает:
• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком.
• А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.
Слайд 5 Словарный запас
Словарный запас должен соответствовать возрасту.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам : не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Слайды 6 - 8 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.
Слайд 9 Сформированность грамматического строя речи :
Иметь грамматически правильно оформленную речь.
• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);
• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Слайд 10 Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 11 Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры, 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
Слайд 12 Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь
• Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. отвечать на вопросы по тексту
• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
•
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,
- на лексику (полнота и точность использования слов,
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 13 Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).
Слайд 14 Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 15 Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
Картинки для развития памяти, восприятия, мышления, внимания
Слайд 16
.Слайд 22 Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду
Слайд 23 Спасибо за внимание!
4. Подведение итогов анкетирования «Развитие речи Вашего ребенка»
Цель:
Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей.
Задачи:
Установить тесные контакты с семьями.
Искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку. Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.
Анкета для родителей.
Тема: «Развитие речи Вашего ребенка».
Вопрос: Ответ:
1. Интересует ли Вас тема опроса? а) считаю важной;
2. Знаете ли Вы о проблемах в речевом развитии своего ребёнка? а) да;
б) нет:
в) не задумывались.
3. Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка? б) выразительное и правильное интонирование речи;
в) правильное произношение звуков родного языка;
г) владение культурой речи.
4. Если у Вашего ребёнка есть проблемы в развитии звуковой стороны речи, то что, по Вашему мнению, целесообразно делать? а) обратиться за советом к воспитателю;
б) заниматься с ребёнком самостоятельно;
в) проконсультироваться у логопеда;
г) регулярно заниматься с логопедом;___
5. Как Вы думаете, влияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и в будущем? а) нет;
б) затрудняет общение со сверстниками;
в) помешает полноценному общению с людьми в будущем;
г) послужит причиной будущих грамматических ошибок в школе.
6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над развитием речи детей? в) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.
7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов? Благодарим за сотрудничество!
5. Ну, а сейчас, давайте поиграем. Для начала нам нужно разделиться на две команды. Для этого давайте позаимствуем приём у учителей-физкультурников. На первый- второй рассчитайся. У кого номер первый — это первая команда «Буковки», у кого номер второй- вторая команда «Словечки». За выполнение задания будет выдаваться фишка, у какой команды в конце игры будет больше фишек та команда и победила.
1. «Кто больше знает слов?». - Сейчас мы узнаем, кто из вас знает больше названий. Я называю тему, а вы к ней говорите относящиеся к ней предметы по очереди до тех пор пока ваши знания не иссякнут, например: овощи- капуста, редис и так далее. Чья команда скажет последнее слово — та и выиграла и получает фишку (цветы, ягоды и т. п.).
2. «Вспомни слово». - К нам пробрался Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. От слов остался только первый слог. Чья команда больше назовёт слов, начинающихся на этот слог, та и выиграет. Слова также называем по очереди. КО… МА…
3. «Угадай, кто». - В этом задании нужно мимикой, жестами, движениями изобразить людей разных профессий. Одна команда показывает, другая отгадывает. Если команда правильно ответит, то получает фишку (художник, парикмахер, гармонист, гитарист).
4.«Назови, одним словом». - Каждой команде будет названо по 4 слова, которые она должна назвать другими словами, например: роза - красивый цветок с шипами. За каждый правильный ответ — фишка.
5. «Скажи, одним словом». - Каждой команде будет задано по четыре определения, вы должны ответить одним словом. Например, мальчик ростом с палец- Мальчик-с-пальчик. За каждый правильный ответ — фишка. Для первой команды: Девочка с голубыми волосами — Мальвина; Неизвестный зверь с большими ушами — Чебурашка; Сынок свиньи — поросёнок; Малыш, который ничего не знает – Незнайка. Для второй команды: Мальчик с длинным носом — Буратино; Мужчина в полном расцвете сил — Карлсон; Мальчик-луковица – Чиполлино; Сынок лошади – жеребёнок.
6. «Три определения». Команде называется три определения какого-нибудь предмета, а вы угадайте, что это. Например, что может быть одновременно чёрным, блестящим и горячим? (уголь) Первой команде: - жёлтый, тёплый, маленький (цыплёнок); - северный, пронизывающий, резкий (ветер); - оранжевый, круглый, сочный (апельсин). Второй команде: - мелкий, белый, сладкий (сахар); - мокрый, холодный, осенний (дождь); - яркое, жёлтое, горячее (солнце).
7. «Однокоренные слова». - У каждого слова, как у дерева есть корень. Из него можно вырастить другие слова. Например, дом- домик, домовой, придомовой, домашний. А какие слова вырастут у вас из корней: сад, лес. Каждая команда на листочке пишет слова, затем после одной минуты раздумий, называет слова по очереди. Выигрывает та команда, у которой больше составлено слов.
8. «Быстро отвечай». - В этом задании нельзя называть цвета. А как же быть. А вот так. Думайте и всё получится. Например, какого цвета небо? - Как незабудка. Первая команда: Какого цвета белочка? (как апельсин); Какого цвета мел? (как снег); Какого цвета колосок? (как золото); Вторая команда: Какого цвета губы? (как малина); Какого цвета земля? (как уголь); Какого цвета василёк? (как море).
9. «Придумай предложение». - Каждая команда придумывает предложение, начиная с последнего слова предыдущего, стараясь сохранить связь между предложениями. Чья команда не сможет придумать продолжение — проиграла. Мы ходили в лес за грибами…
10. «Определите последовательность». - У каждой команды карточка с текстом, но в нём перепутались предложения. Определите последовательность и прочитайте правильно. Первая команда: Мурзик похитил у неё клубок. Бабушка вязала свитер. Котёнок запутался в нитках и жалобно мяукал. Вторая команда: Он врезался в дерево. Но Вадик не умел кататься. Папа купил Вадику велосипед. - Ну, а теперь, подведём итоги нашей викторины «В стране слов» и определим команду-победительницу.
6. Памятка для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».
7. Рефлексия «Чудесный ларец».
Подвести итоги нашей встречи нам поможет «чудесный ларец». Я предлагаю Вам ответить на вопрос: «Что бы Вы хотели положить в этот «чудесный ларец» и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на нашем родительском собрании?»
Итог.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе. Пожалуйста,
оставьте отзыв о нашей сегодняшней встрече.
Благодарим за внимание, до свидания!