Дина Петухова
Конспект родительского собрания «Семейные ценности в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
Конспект проведения родительского собрания на тему
«Семейные ценности в воспитании ребенка»
Цель:
Формировать ценностное отношение о семье в вопросах воспитания и развития ребенка дошкольника.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания „Семейные ценности в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
1. Создать атмосферу активного взаимодействия педагогов и родителей мотивировать их к взаимосотруднечеству.
2. Выявить особо значимые семейные традиции.
3. Актуализировать представления родителей о семейных ценностях полученных на родительском собрании.
4. Повышение положительных эмоций от совместного с родителями мероприятия.
5. Создать благоприятную атмосферу для сплочения родительского сообщества.
Материалы и оборудование:
Столы, стулья, компьютер, видеозапись, клубок ниток, колечко, палочка, камень, листы бумаги, карандаши, мяч.
План проведения:
1. Мотивационный
Вступление (притча)
2. Диагностический этап
- Беседа с детьми на тему «Семейные традиции»
3. Основной этап
- Упражнение «Ассоциация»
-просмотр видео-интервью детей
-игра «Пирамида ценностей»
-упражнение «Камень благодарности»
- составление генеалогического древа
-викторина
4. Заключительный этап
-рефлексия «Волшебный клубочек»
-памятка для родителей
- чаепитие
Ход родительского собрания
Мотивационный этап
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо что пришли. Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин».
В университете преподаватель философии показывал пример полной семьи на основании камней, песка и банки.
Итак, взяв кувшин, профессор стал наполнять его камнями размером в три сантиметра. После чего поинтересовался у студентов: заполнена ли банка. На что они ответили положительно.
Далее преподаватель достал банку с песком и высыпал их в кувшин. Песок соответственно заполнили незанятые места. Студенты также ответили, что кувшин заполнен.
Однако преподаватель всыпал еще и песок в кувшин. Песок окончательно заполнил все незанятые места. И в этот раз учащиеся сказали, что кувшин заполнен.
На этом профессор не остановился и влил в кувшин два стакана воды. Соответственно жидкость утрамбовала песок.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- Аааа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.
(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения родителей)
И тут преподаватель объяснил, что кувшин служил примером вашей жизни. Камни – это те ценности (здоровье, дети, друзья, семья, без каких жизнь не будет полноценной. Песок – это необходимые лично для каждого человека вещи – (автомобиль, недвижимость, работа). Вода – это прочие мелочи.
К примеру, если кувшин изначально заполнить песком, то соответственно для камней не будет незанятого места. Так и в жизни, растрачивая время на мелочи, для более важных вещей места просто нет.
Подобная параллель говорит нам о том, что в жизни необходимо уделять время тому, что приносит нам радость – это прогулки с детьми, встреча с друзьями и близкими людьми. А на уборку, ремонт и работу время останется всегда. Уделяйте внимание важным вещам в жизни.
- Уважаемые родители сегодня мы с вами будем говорить о семье, о семейных ценностях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Диагностический этап
Что бы понять, над чем надо работать и наметить для этого план действий необходимо оценить атмосферу, что царит в Вашем доме. Для этого я провела беседу с детьми. Они ответили на следующие вопросы:
1. Что такое семья?
2. Сколько человек в твоей семье?
3. Где тебе больше нравится проводить время?
4. Какие праздники вы отмечаете с семьей?
5. Куда ты любишь ходить с родителями?
Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения.
День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают игры со взрослыми, торт, свечи.
На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, некоторые в поход. Единицы сказали, что любят ходить гулять, ездить в деревню к бабушке.
Основной этап
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга
Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи.
А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье.
Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое. И все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети.
Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги.
Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей.
Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом.
То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей.
Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может, видится, как пугающая среда обитания.
Упражнение «Ассоциация»
Значимость понятия «семья» очень велика. И каждый понимает это по-своему.
Объясните, как вы понимаете значение слова – семья (ответы родителей)
(бросаю мяч родителям по очереди 3-4 чел.)
- Совершенно верно семья - это дом;
- это мама, папа, бабушка, дедушка;
- это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.
- это внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть.
Просмотр видео - интервью детей
Не за долго до нашей встречи, я задавала детям различные вопросы, связанные с семьей. Предлагаю вам посмотреть этот ролик.
(Включается видео ролик каждый ребенок объясняет своими словами, что такое семья)
Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое внимание обратить на семейные ценности. Сегодня мы попробуем все вместе определить их.
Что же такое: «ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»?
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи.
Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Игра «Пирамида ценностей»
Перед вами «основание пирамидки», которое мы назовем «Ценности семейного воспитания». Колечек, как вы видите, нет…. пока. Кольцами и будут те ценности, которые мы с вами определим. Возьмите каждый по колечку и, надевая на палочку, называйте семейную ценность.
1. Взаимопонимание, любовь в семье – это ценность семейного воспитания.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье царило взаимопонимание и действовали законы семьи.
Их всего четыре:
* Закон единства требований отца и матери.
* Закон значимости похвалы для ребенка.
* Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
* Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка значит, он состоится как человек и как личность.
2. Связь поколений - это тоже ценность семейного воспитания.
Стих. Б. Белова «Веселая работа»
Папа для мамы сажает цветок,
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет!
А почему? Это дело понятное:
Весело делать друг другу приятное!
Родственники - это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики - его мудрость. Как вы думаете, какие предметы могут быть источником знаний о семье?
Составление генеалогического древа
Раздаю родителям карандаши и листы бумаги предлагаю схематично попробовать нарисовать древо своей семьи. Для того чтобы расширить представление «Семья» и знания о своих родственниках.
3. Семейные традиции - ценность семейного воспитания.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Семейные традиции – это не только праздники, но и совместные игры, чтение книг и т. д. – все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
Упражнение «Камень благодарности»
Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов:
«Я благодарна (ен) своим родителям за семейную традицию…»
4. И еще одна ценность – это совместная игра. Только в игре ребенок полностью социализируется. Ведь недаром психологи говорят, что детство - это игра, а игра – это детство.
Я предлагаем вам немного расслабиться и поиграть.
Викторина
1. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
2. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)
3. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
4. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
("Дюймовочка")
5. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
6. Родительский инструктаж одним словом – это.
(Наказ.)
7. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
8. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
9. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья?
(Алфавит.)
10. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
Можно приводить много примеров разных семейных ценностей. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет семейных ценностей, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче.
Семья – это главное, что есть в жизни у каждого из нас. Никакие богатства не заменят семью. Но… семья хрупкое создание, которое требует постоянной подпитки. А подпитку может дать любовь и верность. Любите друг друга и уважайте, верьте друг другу и будьте счастливы!
Собрание заканчиваю фразой:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте Вы Счастье своё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Заключительный этап
Ну вот и подходит к концу наша встреча. Я очень надеюсь, что все то, о чем мы говорили было полезным для вас.
Рефлексия «Волшебный клубочек»
Я предлагаю поиграть в волшебный клубочек - передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили. Что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.
Примите небольшие памятки с нашего собрания. (Приложение)
А сейчас я предлагаю вам, скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем. Пусть это будет первой традицией нашей группы.
Спасибо за внимание!