МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»

Оксана Васильева
Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

СОСТАВИЛ:

ВОСПИТАТЕЛЬ

ВАСИЛЬЕВА О. В.

ТЕМА: «Как подготовить ребенка к школе».

ЦЕЛИ:

- ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе;

- построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Конспект родительского собрания „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах

- дать родителям представление о том, что скрыто за понятием «готовность к школе»;

- обращать внимание родителей на интеллектуальную и социально-личностную готовность ребенка к школе, на важность мотивационной сферы ребенка (хочу в школу, потому что).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

- опрос детей на вопросы «Хочу ли я идти в школу и почему да или нет;

- оформление выставки литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе; подготовка плаката «Школа;

- подготовка памяток для родителей «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»; «Мудрые советы»;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: традиционное, тематическое.

ЛИТЕРАТУРА:

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Школа для дошколят. Развиваем логику. Рабочая тетрадь

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Школа для дошколят. Развиваем память. Рабочая тетрадь.

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Школа для дошколят. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь.

- Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. М. - ВАКО. 2015.

Ход СОБРАНИЯ

При входе в группу на стене (чтобы все обратили внимание) висит плакат, на котором написано слово «ШКОЛА и рядом слово «МУЧЕНИЕ». Родителям предлагается продолжить этот ряд, придумывая свои ассоциации, не обязательно шуточные.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Этот год - последний год пребывания наших детей в детском саду. Не успеем оглянуться, как перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Поэтому для нас самым главным в этом году является подготовка детей к школе. А как же подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас, взрослых.

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, тот день, когда вы сами пошли в первый класс и какие чувства при этом испытывали. (Родители высказываются).

Какими умениями, знаниями, качествами должен обладать будущий школьник? Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать.

Я предлагаю провести эстафету с «волшебной палочкой». Тот, кто получит «волшебную палочку» называет любое положительное качество, умение, навык, которые, по его мнению, пригодятся ребенку при обучении в школе. Только без повторов. (Воспитатель передает родителям палочку, а они передают друг другу по рядам, называя качества). Спасибо большое. Попробуем разобраться, что же такое готовность ребенка к школе.

Готовность детей к школе состоит из готовности социально-психологической, физиологической и интеллектуальной.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ включает мотивационную, волевую, эмоциональную сферу. Успех ребёнка в школе зависит от социально-психологической готовности ребёнка к школе.

Очень важно приучить ребенка к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Многое зависит от родителей. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.

Мотивационная сфера это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Мотивация – это побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопросы «Хочу ли я идти в школу и почему да или нет. Давайте вместе с вами обсудим ответы. (Воспитатель зачитывает некоторые ответы и дает родителям возможность обсудить их) Правильная мотивация, когда ребенок хочет идти в школу, чтобы получить знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, а не новые карандаши или форму. Если мотивационная сфера сформирована правильно, то у ребенка не возникнет проблем при обучении.

Умение слушать, слышать и воспринимать информацию.

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку? Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас, выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми, и ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Не менее важно умение общаться со сверстниками и взрослыми, то есть контактность ребенка, умение находить выход из проблемных ситуаций общения, признание авторитета взрослых.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

- Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

В период поступления детей в школу их ведущей деятельностью становится

учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности.

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

- Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация

На нашей выставке представлены пособия для подготовки детей к школе. С помощью упражнений из этих пособий можно развивать память, внимание, логическое мышление, пространственное ориентирование.

Я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые из этих упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

- Упражнение «Придумай определения к словам». Его можно выполнять например, по дороге в детский сад или на прогулке С помощью этого упражнения активируется словарный запас ребенка.

Попробуйте, пожалуйста, придумать определение к слову «колобок» :

колобок – круглый… Родители : аппетитный, румяный….

Буратино – деревянный… Родители : наивный, озорной….

Дядя Степа – высокий… Родители : справедливый, добрый…

Молодцы! А теперь еще один вариант упражнения для развития речи ребенка.

- Упражнение «Один – много». Начать можно так: «Я скажу один карандаш, а ты - много карандашей (книга, ручка, пальто, лампа, окно, платье, город, стул и т. д.)». Можно использовать не только имена существительные, но и глаголы, прилагательные: пошла - пошли, бегал – бегали, красный – красные и т. п. Не надо объяснять детям правила образования множественного числа, важно выработать «чутье».

С помощью следующих упражнений можно развивать логическое мышление.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

- Произнесите предложение типа:

«Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу»

- что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу? (Петя сначала дочитал книгу);

«Прежде чем открыть дверь, Маша посмотрела в «глазок»

- что Маша сделала раньше? (Маша сначала посмотрела в глазок) и т. п.

С помощью таких вопросов ребенок начинает ориентироваться в понятиях: до и после, сначала и потом, раньше и позже. Просите ребенка, чтобы он давал полный ответ. Таким образом, еще активируется словарный запас.

- «Продолжи предложения»

Предлагаются предложения типа:

«Если сосна выше березы, то береза ….» (Береза ниже сосны);

«Если ствол дуба толще ствола сосны, то ствол сосны ….» (Ствол сосны тоньше ствола дуба).

С помощью этого игрового задания дети учатся делать логические выводы.

- Найди слово в каждой группе, которое не подходит к остальным:

мама, дочка, бабушка, девочка (девочка);

корабль, река, лодка, катер (река);

лицо, лоб, щека, нос (лицо);

плавать, бегать, считать, прыгать (считать).

Для успешного обучения в школе необходимо постоянно тренировать память.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.

Назовите ребенку для начала 5 несвязанных между собой слов, например: соль, шар, нос, жук, суп.

Проверьте, сколько слов повторил ребенок через минуту, сколько спустя некоторое время. Если все запомнил прочно, усложняйте задание: удлиняйте слова, увеличивайте их число и время от времени предлагайте ребенку поиграть. Плохо запомнил, остановитесь на этом этапе, тренируйте память ребенка на коротких словах, малых количествах слов, пока механизм запоминания не заработает. Только тогда усложняйте задание.

И конечно, без внимания в школе никак не обойтись.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ:

Если ребенок знает буквы, то можно предложить ему следующее задание.

Уважаемые родители, перед вами лежит текст. Это всем известная русская народная «Сказка о курочке Рябе». Я попрошу взять карандаш и подчеркнуть в нем все буквы «а» за 2 минуты.

Я думаю, вы убедились, что и взрослому человеку нужно приложить усилие, чтобы справиться с этим заданием.

Занимаясь со своим ребенком, используйте не трудный текст с крупным шрифтом. Попросите ребенка, просматривая слова, подчеркивать карандашом без пропусков определённую букву, например, в течение 5 минут. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, Вы сможете следить за успехами вашего ребенка.

Усложнить упражнение можно, используя газетную статью (мелкий шрифт, сложные слова, но усложнять можно, если только ваш ребенок уже без усилия работает с крупным шрифтом.

Учите ребенка вниманию и сосредоточенности уже сейчас, постепенно, тогда в школьные годы ему не придется часами сидеть над домашними заданиями.

Уважаемые родители, с помощью этих упражнений мне хотелось показать вам, что и в повседневной жизни можно организовать развитие необходимых для обучения качеств и навыков, проявив желание и фантазию.

Готовьтесь к школе вместе с ребенком – вместе выбирайте портфель, пенал, тетрадки. Подготовьте его рабочее место – стол, где он будет выполнять домашние задания. Всячески подчеркивайте его новый статус, что он стал взрослее, скоро станет школьником. Выслушайте его возможные страхи, помогите ему разобраться с ними. Расскажите о том, как сами пошли в первый класс. Купите ему самый красивый букет цветов и с улыбкой проводите его на первую школьную линейку, к первому звонку и первой учительнице.

И в заключении, хочу напомнить, что дети впитывают в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Я сейчас вам раздам памятки, в которых написано, что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности.

Вы - родители должны помнить одну простую истину: образование

может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное

общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

Хочется подвести итог в конце нашего собрания :

- помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не

растеряться в обществе,

- приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке,

- не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе,

- научите ребенка правильно реагировать на неудачи,

- помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе,

- приучайте ребенка к самостоятельности,

- учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность,

- стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Нашу встречу хочется завершить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех» (Воспитатель раздает памятки с мудрыми советами).

Спасибо за внимание. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Решение родительского собрания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ

Симон Соловейчик «Педагогика для всех»

Подготовим маленького для самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

- Не дерись без обиды.

- Не обижайся без дела.

- Сам ни к кому не приставай.

- Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

- Не ябедничай за спиной у товарищей.

- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

- Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

- Дорогу переходи внимательно, не торопись.

«СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ»

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,

ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого

времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких и холодных стран, их повадки,

детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных

птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:

круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -

левая сторона, верх - низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или

прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и

горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей,

различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно

закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в

пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И ЭМОЦИОНАЛЬНО? ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ НАШЕЙ АНКЕТЫ:

1. Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

2. Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 минут? (Да, нет, иногда.)

3. Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда.)

4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

5. Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

6. Чему вы больше отдаете предпрочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

7. Умеет ли ребенок читать? (Да, нет.)

8. Умеет ли писать? (Да, нет.)

9. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

10. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

11. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

12. Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?

13. С радостью ли пойдет ребенок в школу?

14. Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе? Почему?

15. Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?

16. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

17. Как часто он задает вам вопросы? Какие?

18. Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности?

19. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ.

20. Трудно ли вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?

21. Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?

22. На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить ответы?

Публикации по теме:

Как подготовить ребенка к школе Как подготовить ребенка к школе. Как подготовить ребенка к школе. Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро.

Консультация «Как подготовить ребенка к школе» Подготовила: Немолочнова О. В Как подготовить ребёнка к школе Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть Вас. И мы благодарим вас.

Как подготовить ребенка к школе? Консультация для родителей Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе — это умение читать, считать и писать. Однако это — лишь верхушка айсберга. На.

Конспект родительского собрания в средней группе «Как вы знаете своего ребенка» Конспект родительского собрания в средней группе «Как вы знаете своего ребенка» Воспитатель: Сухарева Юлия Владимировна Цель: вооружить.

Консультация для родителей «Как эффективно подготовить ребенка к школе» Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Тренируем руку» Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе" Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Консультация для родителей «Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе» Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,.

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Уважаемые родители, вы со своими детьми стоите на пороге школы. Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы.

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе?» С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с.

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»
Опубликовано: 25 мая 2018 в 23:35
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД