Ольга Храмцова
Конспект родительского собрания «Мои друзья — моя семья»
▼ Скачать
План конспект родительского собрания
Тема: «Мои друзья - моя семья»
Цель:
Укрепление привязанности между родителями и детьми, через осознания важности каждого члена семьи.
Задачи:
• Способствовать формированию доброжелательного отношения между родителями и детьми;
• Способствовать приобщению родителей к участию в жизни детского сада;
• Повысить уровень педагогической культуры родителей;
Публикация «Конспект родительского собрания „Мои друзья — моя семья“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Создать благоприятную атмосферу между родителями, детьми и педагогами, для более результативной работы;
• Познакомить родителей с мнением детей о семье и счастье;
• Уточнить, совпадают ли мнения родителей и детей;
Подготовительный этап
1. Подготовка презентации для сопровождения выступления
2. Подготовка буклетов для родителей «7 Я» с памятками и советами А. С. Макаренко
3. Подготовка пословиц о семье
4. Подготовка карточек для родителей для ответов на вопросы
• Что такое семья?
• Что значит дружная семья?
• Часто ли вы проводите совместный досуг с детьми?
5. Подготовка видео с ответами детей на вопросы
• Что такое семья?
• Как вы себе представляете дружную семью?
• Часто ли вы с родителями в выходные дома играете?
6. Подготовить дерево и яблочки для рефлексии
7. Предварительная работа с родителями по теории собрания, выбор семей для выступления (т. к. требуется подготовка)
Ход собрания:
I. Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время поприсутствовать и принять активное участие в нашем родительском собрании.
Хочется отметить, что тема взаимопонимания между родителями и детьми актуальна во все времена. Этим вопросом задавались великие писатели всех времен, знаменитые педагоги, и по сей день мы читаем различную литературу, общаемся со специалистами, чтобы стать хорошими, понимающими родителями своим детям.
Для начала мы вам предлагаем вспомнить пословицы и поговорки о семье. Мы будем начинать, а вы продолжите:
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Семья без детей, что… (часы без гирьки).
Дерево держится корнями, … (а человек семьей).
Где любовь да совет… (там и горя нет).
На что и клад, коли… (в семье лад).
Семьей дорожить - … (счастливым быть).
Вместе тесно, … (да врозь скучно).
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
Отца с матерью почитать - … (горя не знать).
За общим столом … (еда вкуснее).
Семейный горшок… (всегда кипит).
В гостях хорошо, а дома… (лучше).
Не будет добра, коли … (в семье вражда).
Не красна изба углами, а красна… (пирогами).
Семья в куче, … (не страшна и туча).
Дети не в тягость, а в… (радость).
Когда семья вместе, и сердце… (на месте).
На свете всё найдёшь, кроме… (отца с матерью).
Мать кормит детей, как земля… (людей).
Везде хорошо, … (но дома лучше).
Человек без семьи, … (что дерево без плодов).
У кого есть бабушка и дед, тот… (не ведает бед).
Семья - это… (семь я).
II Сообщение для родителей
А теперь, мы побеседуем о фундаментальных понятиях и так необходимых нашим детям ценностях, из которых складывается семейное воспитание.
В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана роскошь человеческого общения, а умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, и учим ли мы этому своих детей?
Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, а главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи.
Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции - Очень важно, чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми переживал, готовился, участвовал, только тогда она станет и для него, и для будущей его семьи настоящей и востребованной традицией.
В буклетах на ваших столах все ценности также описаны, вы можете взять их домой и пользоваться, чтобы совершенствовать свои отношения внутри семьи.
Представитель семьи Яны Я. расскажет о существующих традициях, которые мы можем сделать традициями своей семьи, для ее сплочения, а также поделятся опытом, какие традиции есть именно в их семье.
Следующая ценность- связь поколений- вокруг каждого из нас очень много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет.
Род - одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.
Существует несколько способов составления родословной, об этом и о том, какой вариант для своей семьи выбрали, нам расскажет представитель семьи Егора К.
Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к семейным традициям. Старайтесь оформлять некоторые странички альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с какой-то историей и надолго запомнится.
В альбом можно поместить и какие-то рисунки ребенка, тогда запомнится, в каком возрасте он его нарисовал. Итак, еще один кирпичик в фундаменте семейного воспитания - семейный фотоальбом.
В современном мире есть огромный выбор фотоальбомов, в которые можно не просто вклеивать фото, но и делать отметки, какие-то памятные записи. Своим опытом поделится с нами представитель семьи Димы Д.
Существует много различных видов деятельности, позволяющих воспитывать в ребенке любовь к семье, добрые чувства, заботливость.
И каждый из вас наверняка знает самый доступный в дошкольном возрасте вид деятельности, который сближает взрослого и ребенка и является для него самым интересным и захватывающим- это конечно совместные игры.
Вся жизнь ребенка на данном этапе- игра. В игре он учится и познает жизнь, поэтому мы свами должны постараться данную потребность удовлетворить.
Своим опытом совместного проведения времени и игр с нами поделится представитель семьи Артема К.
Сейчас мы озвучили 4 основных элемента, необходимых для семейного воспитания и узнали опыт семей наших воспитанников. Также важно помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто ошибаемся. А чтобы узнать, какой стиль воспитания ребенка у вас в вашей семье, давайте проведем небольшое тестирование.
III. Игра
1. Сейчас мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые написаны на карточках, а затем мы посмотрим, как ваши дети ответили на такие же вопросы.
2. Еще мы поиграем в игру «Шапка вопросов и ответов». Вы пишите на листочке вопрос, который вас интересует. Это не обязательно должен быть вопрос о семье и семейном воспитании, а совершенно любой, касающийся, например, проблем и ситуаций, возникающих в группе, а затем каждый вытягивает вопрос для себя. Воспитатель ответит на первый вопрос, на остальные отвечаете вы.
IV. Выступление родительского комитета
V. Просмотр видео с ответами детей
Сейчас, давайте пригласим наших деток и посмотрим видео, в котором они отвечают на вопросы, на которые вы уже ответили в карточках. И посмотрим совпадают ли взгляды на вашу семью у вас и ваших детей.
Дома вы можете выполнить тест для того, чтобы узнать
«Какой у вас стиль общения и воспитания?»
Модификация теста Р. В. Овчаровой: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире, то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может, и должен научить и воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:
А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
Бланк тестирования
№ вопроса Вариант ответа Количество баллов Итог
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ключ к тесту
№ вопроса Баллы за ответ «А» Баллы за ответ «Б» Баллы за ответ «В»
1. 2 3 1
2. 3 1 2
3. 2 3 1
4. 2 1 3
5. 3 2 1
6. 1 2 3
7. 2 3 1
8. 3 1 2
9. 1 2 3
10. 2 1 3
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.
Воспитание- это очень тяжелый труд и нужно постараться относится к ребенку с уважением и любовью, уделяя ему внимание в любое время дня- поцелуем, объятиями, искренним интересом его делами, беседой, улыбкой и прочими мелочами, столь важными для него. Мы надеемся, в вашей семье всегда будет взаимопонимание, мир и лад.
В завершении нашей встречи предлагаем вам поучаствовать еще в одной игре.
VI Игра «Дерево желаний»
На бумажных яблочках, которые лежат перед вами напишите, пожалуйста, что бы вы хотели, чтобы ваши дети развивали в себе: какое-то качество или умение, затем наши яблочки мы приклеим на дерево, которое пока совсем без фруктов и вместе будем стараться, чтобы яблочки росли на нашем дереве, чтобы наш ежедневный вклад в воспитание детей приносил плоды.
VII Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше собрание в заключении хотелось бы пожелать вам успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.
Мы от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!