Жанна Нарышева
Конспект родительского семинара-практикума «Стили семейного воспитания» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Ход семинара:
1. Информационный блок: сообщение «Стили семейного воспитания».
Публикация «Конспект родительского семинара-практикума „Стили семейного воспитания“ в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
2. Диагностический блок: анкетирование родителей «Диагностика стилей воспитания в семье»
3. Практический блок: игра с родителями
4. Заключительный блок: рекомендации для родителей и рефлексия
1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, которая включает в себя следующие стили :
• Авторитарный стиль
• Демократический стиль
• Попустительский стиль
• Хаотический стиль
• Опекающий стиль
Остановимся подробнее на каждом из них.
Авторитарный стиль : все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием. Последствия такого стиля воспитания, проявляются не сразу, а лишь к подростковому возрасту ребёнка. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные в себе дети, приучаются во всём слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным или аморальным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль : родители поощряют личную ответственность м самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом. Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательности дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (либеральный) : ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести с возрастом к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль : это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышение тревожности, неуверенности, импульсивности, а в сложных ситуациях даже агрессивности и неуправляемости. А так же может развивать социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека) : стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним что-то произойдёт. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой стороны к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности, запоздалой социальной зрелости.
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Итак, уважаемые родители. Вы услышали основные особенности стилей воспитания в семье. И сейчас, мы бы хотели предложить заполнит вам анкету, которая позволит вам узнать, какой же стиль воспитания присущ именно Вам.
Анкетирование родителей.
Тест «Гиперопека, воспитание или попустительство»
Ответив на вопросы теста, Вы сможете разобраться в том, насколько эффективен и полезен для Ваших детей Ваш подход к процессу воспитания. Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по данному вопросу.
Инструкция:
«Категорически не согласен» - 1 балл.
«Я не спешил бы с этим согласится» - 2 балла.
«Это, пожалуй, верно» - 3 балла.
«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.
Утверждения:
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребёнка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьёй.
3. Маленького ребёнка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Конечно, ребёнок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребёнок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание — это тяжёлый труд.
7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило менее организованно.
13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребёнок себе в друзья.
Результаты:
Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентрической. То есть интересы ребёнка — главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Чрезмерная опека. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребёнка, стараются оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать свои требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления всё более препятствует личностному росту. Вам следует больше доверять вашему ребёнку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходится без нас».
От 25-40 баллов. Вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Для закрепления полученных Вами знаний, мне бы хотелось поиграть с вами в игру. Для этого, я предлагаю Вам разделиться на 5 команд. Каждой команде нужно будет показать сценку, наглядно изображающую тот или иной стиль семейного воспитания. А задача остальных команд угадать какой это стиль.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
В заключение нашего мероприятия, мы бы хотели дать Вам несколько рекомендаций.
Авторитарный стиль
• Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
• Не предъявляйте ребёнку завышенных требований;
• Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
• Учитывайте интересы и желания детей;
• Будьте уступчивее по отношению к ребёнку;
• Не ограничивайте самостоятельность ребёнка;
• Поддерживайте с ребёнком тёплые и доверительные отношения.
Попустительский стиль
• Уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
• Интересуйтесь их проблемами и успехами;
• Оказывайте ребёнку помощь в преодолении трудностей;
• Чаще контролируйте поведение ребёнка;
• Создайте в семье атмосферу любви и тепла;
Опекающий стиль
• Поощряйте ребёнка выражать собственный эмоции;
• Позволяйте ребёнку самому делать выбор в чём-либо;
• Поощряйте самостоятельность ребёнка;
• Хвалите ребёнка за любые проявления «взрослого» характера;
• Позволяйте ошибаться вашему ребёнку;
• Будьте откровенны со своим ребёнком;
«Чему учиться ребёнок у родителей»
• Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
• Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учиться драться.
• Если ребёнка часто высмеивают – он учиться быть робким.
• Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
• Если к ребёнку часто бывают снисходительным – он учиться быть терпимым.
• Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
• Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
• Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.
• Если ребёнок чувствует безопасность – он учится верить.
• Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Рефлексия
Уважаемые родители, нам важно ваше мнение о нашем сегодняшнем мероприятии. Поэтому мы бы хотели предложить Вам задать интересующие вас вопросы по данному семинару.
Всем спасибо за мероприятие. До скорых встреч!