рамиля муфазалова
Конспект развлечения в старшей группе «Вместе-дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о фольклорном, музыкальном и художественно - литературном наследии и традициях народов живущих в Оренбурге.
2. Продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского, татарского, украинского, и казахского народов.
3. Развивать художественно – творческие и коммуникативные способности детей посредством устного народного творчества и продуктивной деятельности.
4. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию народа, толерантность к людям других национальностей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект развлечения в старшей группе „Вместе-дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ознакомление с традициями и обычаями разных народов, с их устным народным творчеством, с их костюмами.
Индивидуальная работа:
Индивидуальные беседы с детьми о народах, живущих в Оренбурге, чтение художественной литературы, изготовление поделок и рисунков, постановка танцев, знакомство с играми и песнями народов Оренбуржья.
Работа с родителями:
Оказание посильной помощи воспитателям в изготовлении костюмов, национальных блюд, выставки народных умельцев, посещение достопримечательностей города.
Оборудование:
Национальные костюмы, мультимедийное оборудование, …
Ход занятия:
Дети заходят в национальных костюмах в зал и встают полукругом.
Вводная часть
Русские- здравствуйте гости дорогие
Татары –исянмесез!
Казахи- Салям бердык!
Украинцы-Здоровенько булы!
Вставай скорее с нами в круг
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо (дети и педагог встают в круг)
Психогимнастика
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились. (Поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии
Игра «Вопросы и ответы»
Как называется страна в котором мы с вами живем? (Россия)
Как называется столица нашей Родины? (Москва)
Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной?
(Потому что в России живут люди разных национальностей.)
-А люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, украинцы, татары, чуваши)
Как называется город, в котором мы живем? (Оренбург)
Оренбуржье тоже многонациональный край. И у всех народов свой язык, своя культура, свои традиции, но всех нас объединяет одно - мы любим свою Родину.
Как называются люди, которые проживают в Оренбурге? (Оренбуржцы).
А какие достопримечательности нашего города вы знаете? (Драм. Театр, и т. д. Нац. деревня)
В: Вы совершенно правы, ребята, в нашем городе очень много памятных мест и одно из них – это Комплекс «Национальная деревня».
Я предлагаю вам занять свои места на стульчиках и совершить интерактивную экскурсию в Национальную деревню, и поближе познакомимся с тем, как жили и живут люди разных национальностей.
Внимание на экран. Русское подворье.
Основная часть
Слайд №2
- Вы знаете, как называется жилище русского человека? (Дом, изба)
-А знаете, что раньше нашу Русь называли деревянной.
Как вы думаете почему? (потому что все дома были деревянные)
И не только избы, но и утварь и даже детские игрушки были из дерева. Умельцы из дерева вырезали и украшали избы, а на крыше устанавливали деревянный конек- символ удачи и благополучия.
Слайд № 3
Изба делилась на зоны. В избе самым важным местом считалось «красный угол». В красном углу занимал свое место большой сундук, где хранились самые дорогие вещи семьи, так же сундук служил и кроватью.
В центре избы стоял большой деревянный стол, а по краям находились лавки. Посуда тоже была деревянная, а супы и каши варили в чугунках.
Избу украшали самоткаными половиками, рушниками.
Слайд № 4
Большую часть избы занимала печка. Люди в основном спали на печи и на лавках. А вот самые маленькие детки спали в люльках.
Слайд № 5
Обратите внимание на русский национальный костюм.
А вы знаете, что национальный мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью — сапоги или лапти.
Слайд № 6
Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, сарафан или понёва.
Слайд № 7
-Кто знает, как назывался мужской головной убор? (фуражка)
А, женский? (Кокошник)
Слайд № 8
Традиционные русские национальные блюда- это каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие.
Слайд № 9
А на какой праздник все пекут блины? (на Масленицу)
Слайд № 10
На столе всегда стоял самовар-это символ России.
Слайд № 11
А еще символом России, который покорил весь мир, является деревянная матрешка.
Слайд № 12
Русский народ любит петь и танцевать. Самым любимым музыкальным инструментом считается – балалайка. В старину после тяжелого рабочего дня народ любил под балалайку петь веселые частушки.
Наши ребятушки запевайте веселые частушки.
Дети в русских национальных костюмах исполняют частушки.
1. -Дорогой мой Ванечка
Садись со мной на лавочку.
Ты сыграешь на гармони,
Я – на балалаечке
2. Балалайка звонкая,
Струночка железная
Поиграй-ка для меня
Милая, любезная.
3. Мы у бабушек учились
Как припевки сочинять,
4. Всю Россию покорять
Давайте хоровод заведём
Про русскую березу мы споём.
Молодые люди любили водить.
А еще в старину любили водить хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод про русскую березу «Во поле береза стояла».
Хоровод «Во поле береза стояла»
После хоровода ребенок в русском костюме берет поднос с блинами и говорит:
Вот вам русские блины,
Сладкие, вкусные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное» (ставит поднос на стол)
Мини вывод. Вот как много интересного мы узнали в русском подворье.
А нам пора идти дальше.
Слайд № 13
Как вы думаете, чьё это подворье? (казахское)
Жилище у казахов называется юрта. Юрта-это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и кочевому образу жизни казахского народа. Устанавливалась казахская юрта только на открытом и солнечном месте, и служила надежным укрытием от степного ветра, дождя и холода.
Слайд №14
Внутреннее расположение предметов подчинялось строгим правилам. По правую сторону от двери находилась женская половина. Слева от двери – мужская половина. А место под семейный очаг всегда отводилось посредине юрты. Под огонь делалось углубление в земле. Сверху устанавливалась тренога (для котла) или мосы (для чайника). Земляной пол застилался войлоком или домоткаными коврами.
Слайд №15
Одежда у казахов была не столько красивой, сколько удобной. Мужчины носили рубашки с вышивкой, а поверх неё одевали шапан (верхняя одежда)- из выделанной кожи расшитой золотыми нитями и национальными узорами.
Женщины носили платья с оборками. Поверх платья надевали камзолы без рукавов с открытым воротом, отделанные вышивкой и серебряными украшениями.
вышивкой бисером и серебром или золотом.
Головной убор женщин - «борик» - шапка с меховым околышем. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом.
Слайд №17
Казахи носили кожаную обувь с традиционно загнутыми носами.
Слайд №18
Казахи гостеприимный и приветливый народ. По традициям гостя угощают за дастарханом (низкий стол) кумысом и бишбармаком. Также они любят пить чай со сладкими баурсаками.
Казахи очень любят петь и танцевать под национальный инструмент - домбру. Какой русский народный инструмент она вам напоминает? (балалайку).
Сейчас представители казахского народа исполнят народную песню «Жанбыр». (дети исполняют песню).
Вос. - Спасибо, очень зажигательная песня, в которой поётся о бескрайных казахских степях.
А давайте поиграем в казахскую народную игру «Медный пень».
После игры ребенок казахской национальности берет вазу с конфетами и ставит на стол.
Ребенок: С конфетами нашей фабрики «Рахат» угощаем всех ребят.
Мини вывод: Понравилось вам в казахском подворье?
А я вас приглашаю в украинское подворье.
Слайды №20.
Хата (мазанка) - жилище на Украине.
Дома в Украине чаще всего строили из глины, побеленные снаружи и изнутри, крытые соломой или камышом.
Украинцы свои хаты украшают яркими сказочными рисунками. В росписи домов присутствует растительный орнамент (различные цветы, а так же животные и птицы.
Слайды № 21.
Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа.
Слайды № 22
В правом углу дома делали святой угол - покуть. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. Рушники обязательное украшение украинского дома.
Для украинцев рушник - это не только украшение дома, но и оберег.
Слайды № 23
Мужчины на Украине носили украшенную вышивкой сорочку, красные или синие шаровары, а по верх шаровар, широкий шерстяной пояс. Сапоги - кожаные, или плетеные лапти - «постолы». Головным убором служила соломенная шляпа, или овчинная шапка «папаха»
Женщины носили длинную, украшенную вышивкой сорочку с пестрой юбкой «плахта». Костюм украшали бусами. На ноги надевали сапоги на каблучках.
Слайд № 24.
Украинский венок с лентами – головной убор, который издревле является составным элементом украинского национального костюма – есть пожелание «ясного мирного неба» над головой тому, кто его носит. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго. Кроме цветов, в венок вплетают ещё и разноцветные ленты. Цвет ленты имел определенное значение:
Светло-коричневая лента – земля-кормилица.
Красный – радость.
Жёлтая лента – это солнце.
Зелёная лента – красота и молодость.
Голубая и синяя лента – вода и небо.
Оранжевая лента – хлеб.
Фиолетовая лента – людская мудрость.
Розовая лента – благополучие.
Белая лента – чистоту, память о предках.
Летом венок плели из живых цветов.
Слайды № 25
Самое главное национальное блюдо — украинский борщ, который подают со сметаной и "пампушками» (свежие небольшие булочки с чесноком). И ещё очень популярны вареники.
Украинцы любят не только веселиться петь и танцевать, но и заниматься рукоделием. Приглашаю вас в мастерскую, где мы с вами будем украшать украинские полотенца-рушники. (играет тихая музыка.)
Анализ выполненных работ.
Мини вывод: Вот и в украинском подворье мы побывали, много интересного узнали?
Следующее – татарское подворье.
Слайды № 26
Татарский дом называется ой или ерт.
Татары любят украшать свои дома резными узорами. По традиции в узорах не используются изображения людей или животных, а имеются только цветочно-растительные орнаменты.
Слайды № 27
Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу.
Очень любили и любят татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-чаршау — и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей.
Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате
Слайды № 28
Войдя в дом, сразу снимают обувь: ведь полы застелены самодельными или покупными дорожками и коврами, войлоками и ковров-дорожек.
Слайды№ 29
Татарское женское платье – клмк, поверх платья – жакет (кэрти). Он украшен национальным татарским орнаментом (края, подол). На голове –калфак– головной убор, он украшен вышивкой, бисером.
У мужчин рубашка, брюки, камзол, тюбетейка. Тюбетейка-это мужеской головной убор. На ногах сапоги из кожи – ситек (ичиш, расшитые растительным орнаментом.
Слайды№ 30
Очутившись в доме, мы попадаем за стол или усаживаемся на сэке чаё вничать: таков у татар обычай гостеприимства. К чаю подадут разные сладости и угощения. Чак-чак, балеш, очпочмаки.
У татар есть обычай танцевать на праздниках с чак-чаком. Наши девочки покажут вам танец «Чак-чак».
После танца дети в национальных костюмах выносят чак-чак и ставят на стол со словами «Мы вас к чаю приглашаем и чак-чаком угощаем».
А сейчас мы покажем вам татарскую сказку «Три дочери».
Давайте скажем спасибо татарскому подворью за гостеприимство.
Заключительная часть
Наша экскурсия подошла к концу, вам понравилось?
Пришло время вспомнить, где мы побывали?
Давайте встанем в круг, я буду бросать мяч и задавать вопросы, кому бросила мяч, тот отвечает.
На каких подворьях мы побывали (казахское и т. д.)
Как называется дом? (у русских и т. д.)
Почетное место в русском доме? (в украинском)
Как называется народный инструмент у казахов? (у русских)
Как называется головной убор женщины, мужчины? (у татар и т. д.)
Какое национальное блюдо ты запомнил (а?
Молодцы, вы сегодня были внимательными и активными, мне очень понравилась наша совместная экскурсия, спасибо.