Светлана Чеботарева
Конспект развлечения по экспериментальной деятельности «Чудо-превращения. Масло. Вода» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия
«Чудо-превращения»
для детей 5-6 лет
Образовательная область: «Познание»
Основная деятельность : познавательно-исследовательская.
Возраст: дети 5-6 лет
Цель:
Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о свойствах масла, воды;
Публикация «Конспект развлечения по экспериментальной деятельности „Чудо-превращения, Масло, Вода“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Сценарии развлечений
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие :
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Оборудование:
На столах разложить номерки и инструментарий для проведения опытов:
1 – тарелочки, ватные палочки, молоко, жидкое мыло.
2 – сироп, сок, растительное масло.
3 – сода.
4 – прозрачный стакан с загрязненной водой, пустой стакан, воронка, ватные диски.
5 – плоское блюдо, конфеты «скитлс», вода.
1. Организационный момент.
Ход занятия
Звучит спокойная, тихая музыка.
Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная весенняя погода, которая подарит нам хороший день.
В:Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся. Скажем «Здравствуйте» глазами. Скажем «Здравствуйте» руками. Скажем «Здравствуйте» мы ртом, станет веселей кругом.
Психологическая установка
Воспитатель: А сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.
2. Основная часть.
Вводная беседа.
- Ребята, посмотрите, как много писем сегодня к нам в группу принес почтальон, чтобы не перепутать, я их все пронумеровала. (Показать конверты, на каждом из которых напечатаны цифры, и расставить их в ряд в разной последовательности). Нам их прислали герои разных сказок, которые попали в беду. Они узнали, что мы самые дружные и смелые и просят о помощи.
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. Вы любите сказки?
Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду (одевают халаты и чепчики).
И будем с вами помнить следующие правила:
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. Мы должны соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно
Как вы думаете, какое письмо пришло первым?
- Первым пришло письмо с цифрой 1.
- Ярослав, дай мне, пожалуйста, первый конверт. Вы узнаете, кто прислал это письмо, если отгадаете загадку.
(открывает конверт, достает письмо)
Загадка:
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Она подошла поближе и увидела, что река была сказочно- разноцветной. Давайте вместе с Машей полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Тогда подходите к столу.
Опыт № 1.
Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке». Краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
Воспитатель: Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира, реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.
ВЫВОД: Это происходит, потому что в молоке содержаться жиры. С помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры.
Маша увидела в этом озере красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка.
Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрывают свои лепестки!
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Чтобы наши цветы получились красивыми давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»
А весенние цветки
Распускают лепестки. (Плавно двигают пальчиками.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание пальчиками.)
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки, (Закрывают пальчики в ладошки, спрятались.)
Головой качают, (Движения ладошками влево-вправо.)
Весну зазывают!
Опыт №2.
Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. (Можно опустить и зеленые листики). Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)
Но нам пора помочь кому-то другому. Какое письмо откроем вторым?
- С цифрой 2.
- Ксюша, принеси мне, пожалуйста, конверт с цифрой 2.
(открывает конверт, достает письмо)
Слушайте следующую загадку и вы узнаете кто нам прислал следующее письмо
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
(Золушка)
Опыт №3 «Не смешай три вещества»
Золушка очень хочет попасть на бал, а мачеха ей приказала выполнить следующее задание.
На экране фрагмент мультфильма, где мачеха дает задание золушке.
Нам покажется задание вообще невыполнимым. Нужно налить три жидкости в сосуд так, что бы они ни смешались.
Воспитатель: Попробуем справиться с этим заданием. Возьмем сироп, нальем на дно сосуда, потом добавим сок, а сверху нальем растительное масло. Все эти жидкости образовали свой слой и не перемешались. Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
(Высказывание гипотез.)
Воспитатель: Правильно. Самый тяжелый у нас сироп, самое легкое масло, которое стремится наверх, а между ними занял место сок. Понаблюдайте дома, когда мама готовит пищу, и вы сможете увидеть эту закономерность. Таким образом, всплывает на поверхность воды и нефть, которая разливается из танкера. Из-за этого погибают жители водоемов, так как им нечем дышать. Маслянистая пленка покрывает поверхность и кислород, которым дышат рыбы, морские млекопитающие не поступает в воду.
- Мы молодцы и Золушке смогли помочь.
Опыт №4 «Танцующая вода»
Воспитатель: А хотите эти частички затанцуют?
Дети опускают по 2 таблетки шипучего аспирина.
Таблетка упала на дно и начала растворится, появились пузырьки, добавим еще таблетку. Все смешалось, масло поднялось вверх. И. получилась настоящая лава
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Аспирин опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда таблетка растворяется, отпускает частицы масла, и они поднимаются на поверхность.
- Ребята, золушка спрашивает, весело ли нам живется? Её друзья предлагают нам показать, как хорошо и весело они живут. Давайте все вместе потанцуем. Внимание на экран.
Видео физкультминутка «Если весело живется…»
Продолжим делать добрые дела? Какой конверт будет следующим?
- Конверт с цифрой 3.
- Лера, принеси мне, пожалуйста, нужный конверт.
(открывает конверт, достает письмо)
- Оторвешь мой лепесток –
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик)
- Ребята, у бабушки волшебницы никак не получается вырастить еще один такой разноцветный чудесный цветок. Она забыла, как выглядят ее лепестки. Как вы думаете, сможем ли мы ей помочь?
- К какому столу нам теперь нужно идти?
Подходят к столу № 5
Опыт №5 «Цветик семицветик»
- Посмотрите, что здесь нам положил Печкин?
- Как с помощью этих предметов мы можем создать волшебный цветик семицветик?
- Ребята, я вам помогу. Каждый возьмите по одной драже, разложите их по краю тарелочки. А в середину я накапаю немного воды. Посмотрите, что происходит? Вода смывает краску с конфет и получаются разноцветные лепестки.
Делается вывод, что вода растворяет любую краску.
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие добрых и полезных дел. Давайте, с вами вспомним, кому и как мы помогли.
Дети подводят итоги.
- Ой, посмотрите, а здесь Печкин оставил нам еще один конверт. Давайте-ка посмотрим, что там.
(открывает конверт, достает книгу сказок)
- За то, что вы угадали всех сказочных героев и смогли им помочь, Печкин вам дарит свою любимую книгу сказок, чтобы вы были еще умнее и добрее.
- Дети, сейчас мы с вами немного отдохнем и обязательно рассмотрим, какие же сказки любит наш почтальон Печкин. Сейчас предлагаю вам немного поиграть в свои любимые игрушки. Но прежде давайте попрощаемся с нашими гостями.