Болтанюк Елена
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Мы умеем дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности на тему: «Календарь народных кукол» для детей подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Педагогическая цель: Ознакомление детей с историей русской традиционной календарной куклы, используя материал русского народного творчества.
Программные задачи:
Публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников „Мы умеем дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Сценарии развлечений с друзьями
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
2. Сформировать общее представление об обережных, игровых и обрядовых куклах.
3. Применить на практике технологию изготовления игровой тряпичной куклы «Берегини», в правильной последовательности выполнить ее
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации речи с движением, согласованности действий, мышления и памяти.
5. Обеспечить коррекцию и профилактику эмоционально - личностных проблем у детей.
6. Развивать у воспитанников эмпатию (способность к сопереживанию).
7. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление у детей, развивать чувства пропорции, ощущение композиции, уметь подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
8. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели для повышения самооценки.
Оборудование: Кукла – домовой Кузьмич, народный календарь с куклами: Стригушка, Коза, Спиридон Солнцеворот, Мартиничка, Пасха, Кукушечка, Филипповка, Кубышка – Травница, Покосница, Неразлучники, Крупеничка, Десятиручка. Образец куклы Берегини, старинный сундук, записи народных музыкальных произведений, лоскуты ткани на платье и на косынки для кукол, толстая нитка красного цвета, буклет для родителей «Как самим изготовить куклу – оберег» (пошаговая инструкция)
Методы и приё мы:
1. Практические: игра-песня, хоровод, дидактическая игра, скручивание игрушки.
2. Наглядные: показ и рассматривание кукол, слайдов.
3. Словесные: вопросы к детям и ответы, беседа, уточнение, напоминание, чтение стихотворений, слушание музыки.
4. Контроля и стимуляции (одобрение, похвала, поощрение).
5. Сюрпризный (кукла - домовой пришла в гости).
Ход занятия
1. Организационный этап
-Ребята, как вы думаете, почему я так одета и на какую сказочную героиню я похожа? (ответы детей).
- Сегодня я превратилась в Марью-искусницу, и вы у меня в гостях! Здравствуйте, люди добрые! (прижимает руку к сердцу и кланяется) Как поживаете, добрые молодцы? (воспитатель обращается к мальчикам)
- А вы, красные девицы? (воспитатель обращается к девочкам)
Дети кланяются, прижав руку к сердцу: - Здравствуйте! (проявляют любознательность).
- Когда -то, в стародавние времена, когда жили еще наши дальние предки, не было ни телевидения, ни интернета, ни телефонов …Люди постоянно работали в поле, садили и убирали урожай, держали домашний скот и ухаживали за ним. Целыми днями все были заняты тяжелым физическим трудом…. Но, несмотря на это, наш народ был не только трудолюбивый, но и очень творческий: знали много старинных сказов, былин, притчей, пели запевные русские песни, которые брали за душу, танцевали в хороводах и искрометных плясках. (Показ слайдов)
2. Мотивационно – ориентировочный этап
- Раньше было такое поверье, что в каждом доме жил свой домовой, который хранил покой в семье и отпугивал всю нечисть. Считалось, что Домовые очень осторожные и скрытные, поэтому никто и никогда их не видел, но все знали, что они есть. Вот и в моем доме живет такой домовенок, но он у меня совсем не пугливый, а очень даже общительный и гостеприимный. А зовут его Кузьмич. Он нас слышит и прячется вот в этом сундуке. Давайте-ка его позовем к нам (Восп-ль открывает сундук и достает домовенка Кузьмича)
- Вот он, мой защитник, Кузьмич. Оживает он только ночью, и может много рассказать интересных историй, а днем он выглядит как обычная кукла – похожая на гномика. Давайте мы посадим нашего Кузьмича на почетное место, и он будет наблюдать за нами. Ой, ребята, посмотрите, в сумочке у Домовенка лежат какие-то маленькие куколки, их много, и все они разные…
3. Поисковый этап
- Ребята, кажется, я догадалась…Это куколки, обозначающие месяцы в древней Руси. Посмотрите, у меня в горнице на стене старинный календарь.
- Ребята, а зачем нужен календарь? (ответы детей)
- Правильно, с помощью календаря мы отмечаем дни, недели, месяцы и времена года, он напоминает нам о памятных датах. Мой календарь не простой, он расскажет нам о важных событиях каждого месяца в старые времена, когда вместо света были свечки, а люди одевались в простые холщевые рубашки и ели из деревянной посуды. А наши куколки помогут нам окунуться в историю…
- В старину новый год начинался в сентябре, поэтому и знакомиться с первыми куколками мы начнем сентябрьскими, их зовут Неразлучники. Они считались оберегами жилища. Куклы были связаны между собой одной веревочкой, и люди верили, что одна кукла оберегает день, а другая ночь.
- Октябрь – куколка Крупеничка, помогала сберечь зерно в течение всего года, а также сохранить в каждой семье все ценное и дорогое.
- Давайте – ка послушаем обрядовую урожайную песню «Жали мы, жали…»
(Подгруппа детей исполняют песню)
Ноябрь – кукла Десятиручка – помощница женщинам в хозяйстве, часто таких кукол дарили невесте на свадьбу, чтобы молодая жена все успевала по дому.
Декабрь – Стригушка – куколка делалась в честь богатства и прибыли
Январь - Куколка – Коза – символ радости, достатка и плодородия. Она очень нарядная, с колокольчиками, которые отгоняли грусть и тоску.
Воспитатель:- Предлагаю поиграть в веселую, старинную игру «Золотые ворота»
(м/п игра со всеми детьми)
Февраль – кукла Спиридон – Солнцеворот – помогала изменить жизнь и судьбу, решать различные проблемы в быту и в жизни.
Март – кукла Мартиничка, «кликала Весну», с нее начинались весенне – летние праздники на Руси.
- А сейчас становитесь в хоровод, весна – красна песню ждет!
Дети исполняют хороводную песню «Ой, бежит ручьем вода», сл. Н. Френкеля
Апрель- кукла Пасха очень сильный оберег, делалась в красных тонах, считалось, что она берегла дом с Пасхи до Пасхи, т. е. целый год. Пасха считалась главным праздником православного церковного года. На Пасху отмечают воскрешение Иисуса Христа. Пришедший в гости говорил: «Христос воскрес», а в ответ слышал – «Воистину воскрес». Кукла на Пасху символизирует женщину, идущую в церковь освящать куличи и крашеные яйца.
Май – кукла Кукушечка нужна была для различных обрядов, когда по приметам, кукушка переставала куковать на Вознесение
- Ребятушки, а вы знаете закличку о весне?
Дети на местах показывают:
- Жаворонки прилетали (дети машут крыльями,
Весну – Красну отмыкали (пальцы собирают в щепоть и вращают в ладони другой руки,
Серы снеги покатились (вытягивают руки перед собой)
В реках воды появились (выполняют волнообразные движения кистями рук).
Вы не клюйте песок (грозят пальцем,
Не тупите свой носок.
Пригодится вам носок (стучат указательными пальцами по коленям)
На овсяный колосок!
Июнь – кукла Филиповка, женская помощница в делах рукоделия и устройстве быта.
Июль – кукла Кубышка – Травница – защитница дома от болезней и помощница в исцелении от недугов
Август – кукла Покосница была и обереговой, и игровой, самая простая в изготовлении кукла.
- Ну вот наши куколки и собрали годовой календарь, где есть не только место работе и рабочим будням, но и обязательно найдется место играм и песням. Ну а наши куколки приглашают нас в дружный хоровод.
Хороводная песня «Как у наших у ворот….»
Д/ и: «Запомни - назови».
-А теперь предлагаю поиграть. На столе расставлены куклы, которых мы рассмотрели, запомните их. Теперь закройте глаза и сосчитаем вместе до 10.
Педагог закрывает кукол ширмой
-Открывайте. Все ли куклы на столе? Может, каких-то нет?
Дети перечисляют кукол по месяцам и по именам
4. Практический этап
- Ну а сейчас я вас научу делать куколок своими руками, ведь я Марья – Искусница и многое что умею и учу этому других.
- Посмотрите, у меня тоже есть своя кукла – оберег, которая всегда при мне и я никогда с ней не расстаюсь, она всегда рядом. (Показывает образец)
- А теперь проходите за столы, вот мои волшебные клубочки с нитками и кусочки тканей - давайте приступим к рукоделию.
Коль хотите научиться,
Эти куклы мастерить
Вам придётся не лениться, и старанье приложить!
- Берем лоскуты ткани, сворачиваем его жгутом и складываем вдвое. Другим лоскутом заворачиваем получившийся прямоугольник – тело. Это будет платье кукол. Далее берем нитки и обвязываем верхнюю часть нашей куклы – это будет голова.
Точно так же нитками перетягиваем среднюю часть туловища куклы – делаем талию. Маленький треугольник из ткани – платок – завязываем кукле на голову. Свободные края ткани по бокам закручиваем и завязываем нитками на концах – это руки. Наша кукла готова, давайте назовем ее Берегиня. Как выдумаете, почему у нее такое имя? (ответы детей)
- Правильно, она будет вашим оберегом и верной защитницей, будет беречь вас и защищать.
- Вот такую простую русскую народную игрушку можно сделать быстро без иголки и ножниц. И не беда, что ваша первая игрушка может быть немного не складной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение, и оно принесет свои плоды.
- Ну а сейчас наши куколки – Берегини просятся в дружный перепляс. Давайте станцуем старинный русский танец «Плетень»
5. Рефлексивно – оценочный этап
- Ребята, вам понравилось у меня в гостях?
- Что нового вы для себя узнали сегодня?
- Какие имена кукол вам особенно запомнились?
- Каких кукол вы научились сегодня делать?
Ответы детей
- Ну что ж, добры молодцы и красны девицы, я очень вами довольна, и не могу вас так просто отпустить, без подарка. Ваши куколки Берегини теперь будут с вами рядом, ну а я для вас приготовила вкусный, сладкий пирог, так как на Руси в любом доме всегда пекли вкусные и пышные пироги с разными начинками. Приглашаю вас на чай с пирогом!