Папки-передвижки

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Мы умеем дружить»

Болтанюк Елена
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Мы умеем дружить»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности на тему: «Календарь народных кукол» для детей подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Педагогическая цель: Ознакомление детей с историей русской традиционной календарной куклы, используя материал русского народного творчества.

Программные задачи:

Публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников „Мы умеем дружить“» размещена в разделах

1. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

2. Сформировать общее представление об обережных, игровых и обрядовых куклах.

3. Применить на практике технологию изготовления игровой тряпичной куклы «Берегини», в правильной последовательности выполнить ее

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации речи с движением, согласованности действий, мышления и памяти.

5. Обеспечить коррекцию и профилактику эмоционально - личностных проблем у детей.

6. Развивать у воспитанников эмпатию (способность к сопереживанию).

7. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление у детей, развивать чувства пропорции, ощущение композиции, уметь подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

8. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели для повышения самооценки.

Оборудование: Кукла – домовой Кузьмич, народный календарь с куклами: Стригушка, Коза, Спиридон Солнцеворот, Мартиничка, Пасха, Кукушечка, Филипповка, Кубышка – Травница, Покосница, Неразлучники, Крупеничка, Десятиручка. Образец куклы Берегини, старинный сундук, записи народных музыкальных произведений, лоскуты ткани на платье и на косынки для кукол, толстая нитка красного цвета, буклет для родителей «Как самим изготовить куклу – оберег» (пошаговая инструкция)

Методы и приё мы:

1. Практические: игра-песня, хоровод, дидактическая игра, скручивание игрушки.

2. Наглядные: показ и рассматривание кукол, слайдов.

3. Словесные: вопросы к детям и ответы, беседа, уточнение, напоминание, чтение стихотворений, слушание музыки.

4. Контроля и стимуляции (одобрение, похвала, поощрение).

5. Сюрпризный (кукла - домовой пришла в гости).

Ход занятия

1. Организационный этап

-Ребята, как вы думаете, почему я так одета и на какую сказочную героиню я похожа? (ответы детей).

- Сегодня я превратилась в Марью-искусницу, и вы у меня в гостях! Здравствуйте, люди добрые! (прижимает руку к сердцу и кланяется) Как поживаете, добрые молодцы? (воспитатель обращается к мальчикам)

- А вы, красные девицы? (воспитатель обращается к девочкам)

Дети кланяются, прижав руку к сердцу: - Здравствуйте! (проявляют любознательность).

- Когда -то, в стародавние времена, когда жили еще наши дальние предки, не было ни телевидения, ни интернета, ни телефонов …Люди постоянно работали в поле, садили и убирали урожай, держали домашний скот и ухаживали за ним. Целыми днями все были заняты тяжелым физическим трудом…. Но, несмотря на это, наш народ был не только трудолюбивый, но и очень творческий: знали много старинных сказов, былин, притчей, пели запевные русские песни, которые брали за душу, танцевали в хороводах и искрометных плясках. (Показ слайдов)

2. Мотивационно – ориентировочный этап

- Раньше было такое поверье, что в каждом доме жил свой домовой, который хранил покой в семье и отпугивал всю нечисть. Считалось, что Домовые очень осторожные и скрытные, поэтому никто и никогда их не видел, но все знали, что они есть. Вот и в моем доме живет такой домовенок, но он у меня совсем не пугливый, а очень даже общительный и гостеприимный. А зовут его Кузьмич. Он нас слышит и прячется вот в этом сундуке. Давайте-ка его позовем к нам (Восп-ль открывает сундук и достает домовенка Кузьмича)

- Вот он, мой защитник, Кузьмич. Оживает он только ночью, и может много рассказать интересных историй, а днем он выглядит как обычная кукла – похожая на гномика. Давайте мы посадим нашего Кузьмича на почетное место, и он будет наблюдать за нами. Ой, ребята, посмотрите, в сумочке у Домовенка лежат какие-то маленькие куколки, их много, и все они разные…

3. Поисковый этап

- Ребята, кажется, я догадалась…Это куколки, обозначающие месяцы в древней Руси. Посмотрите, у меня в горнице на стене старинный календарь.

- Ребята, а зачем нужен календарь? (ответы детей)

- Правильно, с помощью календаря мы отмечаем дни, недели, месяцы и времена года, он напоминает нам о памятных датах. Мой календарь не простой, он расскажет нам о важных событиях каждого месяца в старые времена, когда вместо света были свечки, а люди одевались в простые холщевые рубашки и ели из деревянной посуды. А наши куколки помогут нам окунуться в историю…

- В старину новый год начинался в сентябре, поэтому и знакомиться с первыми куколками мы начнем сентябрьскими, их зовут Неразлучники. Они считались оберегами жилища. Куклы были связаны между собой одной веревочкой, и люди верили, что одна кукла оберегает день, а другая ночь.

- Октябрь – куколка Крупеничка, помогала сберечь зерно в течение всего года, а также сохранить в каждой семье все ценное и дорогое.

- Давайте – ка послушаем обрядовую урожайную песню «Жали мы, жали…»

(Подгруппа детей исполняют песню)

Ноябрь – кукла Десятиручка – помощница женщинам в хозяйстве, часто таких кукол дарили невесте на свадьбу, чтобы молодая жена все успевала по дому.

Декабрь – Стригушка – куколка делалась в честь богатства и прибыли

Январь - Куколка – Коза – символ радости, достатка и плодородия. Она очень нарядная, с колокольчиками, которые отгоняли грусть и тоску.

Воспитатель:- Предлагаю поиграть в веселую, старинную игру «Золотые ворота»

(м/п игра со всеми детьми)

Февраль – кукла Спиридон – Солнцеворот – помогала изменить жизнь и судьбу, решать различные проблемы в быту и в жизни.

Март – кукла Мартиничка, «кликала Весну», с нее начинались весенне – летние праздники на Руси.

- А сейчас становитесь в хоровод, весна – красна песню ждет!

Дети исполняют хороводную песню «Ой, бежит ручьем вода», сл. Н. Френкеля

Апрель- кукла Пасха очень сильный оберег, делалась в красных тонах, считалось, что она берегла дом с Пасхи до Пасхи, т. е. целый год. Пасха считалась главным праздником православного церковного года. На Пасху отмечают воскрешение Иисуса Христа. Пришедший в гости говорил: «Христос воскрес», а в ответ слышал – «Воистину воскрес». Кукла на Пасху символизирует женщину, идущую в церковь освящать куличи и крашеные яйца.

Май – кукла Кукушечка нужна была для различных обрядов, когда по приметам, кукушка переставала куковать на Вознесение

- Ребятушки, а вы знаете закличку о весне?

Дети на местах показывают:

- Жаворонки прилетали (дети машут крыльями,

Весну – Красну отмыкали (пальцы собирают в щепоть и вращают в ладони другой руки,

Серы снеги покатились (вытягивают руки перед собой)

В реках воды появились (выполняют волнообразные движения кистями рук).

Вы не клюйте песок (грозят пальцем,

Не тупите свой носок.

Пригодится вам носок (стучат указательными пальцами по коленям)

На овсяный колосок!

Июнь – кукла Филиповка, женская помощница в делах рукоделия и устройстве быта.

Июль – кукла Кубышка – Травница – защитница дома от болезней и помощница в исцелении от недугов

Август – кукла Покосница была и обереговой, и игровой, самая простая в изготовлении кукла.

- Ну вот наши куколки и собрали годовой календарь, где есть не только место работе и рабочим будням, но и обязательно найдется место играм и песням. Ну а наши куколки приглашают нас в дружный хоровод.

Хороводная песня «Как у наших у ворот….»

Д/ и: «Запомни - назови».

-А теперь предлагаю поиграть. На столе расставлены куклы, которых мы рассмотрели, запомните их. Теперь закройте глаза и сосчитаем вместе до 10.

Педагог закрывает кукол ширмой

-Открывайте. Все ли куклы на столе? Может, каких-то нет?

Дети перечисляют кукол по месяцам и по именам

4. Практический этап

- Ну а сейчас я вас научу делать куколок своими руками, ведь я Марья – Искусница и многое что умею и учу этому других.

- Посмотрите, у меня тоже есть своя кукла – оберег, которая всегда при мне и я никогда с ней не расстаюсь, она всегда рядом. (Показывает образец)

- А теперь проходите за столы, вот мои волшебные клубочки с нитками и кусочки тканей - давайте приступим к рукоделию.

Коль хотите научиться,

Эти куклы мастерить

Вам придётся не лениться, и старанье приложить!

- Берем лоскуты ткани, сворачиваем его жгутом и складываем вдвое. Другим лоскутом заворачиваем получившийся прямоугольник – тело. Это будет платье кукол. Далее берем нитки и обвязываем верхнюю часть нашей куклы – это будет голова.

Точно так же нитками перетягиваем среднюю часть туловища куклы – делаем талию. Маленький треугольник из ткани – платок – завязываем кукле на голову. Свободные края ткани по бокам закручиваем и завязываем нитками на концах – это руки. Наша кукла готова, давайте назовем ее Берегиня. Как выдумаете, почему у нее такое имя? (ответы детей)

- Правильно, она будет вашим оберегом и верной защитницей, будет беречь вас и защищать.

- Вот такую простую русскую народную игрушку можно сделать быстро без иголки и ножниц. И не беда, что ваша первая игрушка может быть немного не складной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение, и оно принесет свои плоды.

- Ну а сейчас наши куколки – Берегини просятся в дружный перепляс. Давайте станцуем старинный русский танец «Плетень»

5. Рефлексивно – оценочный этап

- Ребята, вам понравилось у меня в гостях?

- Что нового вы для себя узнали сегодня?

- Какие имена кукол вам особенно запомнились?

- Каких кукол вы научились сегодня делать?

Ответы детей

- Ну что ж, добры молодцы и красны девицы, я очень вами довольна, и не могу вас так просто отпустить, без подарка. Ваши куколки Берегини теперь будут с вами рядом, ну а я для вас приготовила вкусный, сладкий пирог, так как на Руси в любом доме всегда пекли вкусные и пышные пироги с разными начинками. Приглашаю вас на чай с пирогом!

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Новый год в подводном царстве» для старших дошкольников Новый год в подводном царстве для старших дошкольников. Дети входят в зал под песню «Новый год». Исполняют танец. Ведущий: К нам целый.

Сценарий летнего развлечения в стихотворной форме для старших дошкольников Добрый день,уважаемые друзья,коллеги!Целый месяц не публиковала свои работы, хотя каждый день на немножко заходила на сайт и оставляла свои.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игры нашего двора»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игры нашего двора» Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игры нашего двора» Ход мероприятия. Дети заходят на спортивную площадку и встают в большой.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Наши меньшие друзья!» В зале оформлена фотовыставка и рисунки детей на тему: «Любимые питомцы». Дети-артисты расположились по периметру зала под музыку «В мире.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Осенние хлопоты»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Осенние хлопоты» Ребята старшей группы под музыку заходят в зал. Ведущий: Прошло, пролетело веселое лето И солнышко мало приносит тепла. Осень пришла, листва.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «В поисках Королевы Тайны»Сценарий развлечения для старших дошкольников «В поисках Королевы Тайны» Сценарий развлечения для старших дошкольников «В поисках Королевы Тайны»Цель: Повысить интерес к физической культуре, закрепить знания.

Сценарий развлечения «Здравствуй, зимушка-зима» для старших дошкольников Цель: воспитание любви к окружающему миру. Задачи: расширить знания о зимних явлениях в природе. Ход развлечения. Ведущий. Добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Мы умеем дружить»
Опубликовано: 28 июля 2024 в 05:38
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников «Мы умеем дружить»» (включая файлы) размещена пользователем Болтанюк Елена (УИ 3452591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД