елена дербишева
Конспект развлечения для детей 5–6 лет Русские посиделки «Кузьминки — по осени поминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения для детей 5-6 лет Русские посиделки «Кузьминки - по осени поминки»
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.
Подготовила Дербишева Е. С. - воспитатель 1-ой категории, МБДОУ детский сад №47, г. Златоуст, Челябинская область.
Действующие лица:
-«Хозяюшка» - воспитатель;
-Девочки и мальчики в русских народных нарядах;
Публикация «Конспект развлечения для детей 5–6 лет Русские посиделки „Кузьминки — по осени поминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-Приглашенные гости – мамы и бабушки воспитанников.
Содержание:
-Рассказ воспитателя о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
-Загадывание загадок, исполнение частушек.
-Проведение подвижных игр: «Разложи овощи», «Наряди невесту»; русской народной игры «Прялица».
-Выставка салатов, приготовленных совместно «мама+ребенок».
Материалы и оборудование:
-Русские народные костюмы, атрибуты костюмов для каждого ребенка;
-Костюм Хозяюшки;
-Набор атрибутов к игре «Разложи овощи» : 2 набора овощей по 10 штук ( например: картофель и лук, 1 обруч, 2 корзины, 2 ведерка, 2 тележки;
-Набор атрибутов к игре «Наряди невесту» : на каждую девочку 1бусы, 1 кокошник. 1 платок;
-Аудиозаписи русских народных мотивов, ритмичной музыки для подвижных игр, русская плясовая музыка;
-Угощения для сладкого стола;
-Салаты, приготовленные совместно «мама+ребенок».
Предварительная работа:
-Разучивание загадок,частушек;
-Консультации в родительский уголок о народном празднике «Кузьма-Демьян»;
-Изготовление атрибутов русских народных костюмов с детьми и родителями;
-Изготовление с родителями дома салатов из овощей и фруктов;
-Разучивание русской народной игры «Прялица».
Литература:
-М. А. Давыдова «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
-Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
-Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова, художник Г. В. Соколов «Детские частушки, шутки, прибаутки».
1) Начало: Рассказ о народных приметах и обычаях.
Хозяюшка: небогат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная, за работами да за хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома. У людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Девушки собираются в одной избе – шьют, прядут, вяжут, а парни лапти из бересты плетут. А назывались такие посиделки «Кузьминками». Кузьма и Демьян – святые, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Эти святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей. Поэтому их иногда именуют «Кашниками». «Кузьминки» повсюду слыли девичьим праздником. На этот праздник молодежь снимала помещение на три дня. Каждая девушка приносила из дома что-либо съестное в сыром виде и все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. Между делом на посиделках загадывали загадки, играли в игры, плясали. Вот и мы сегодня собрались на такие посиделки.
Хозяюшка: А начнем мы, пожалуй, с загадок о том, что на огороде поспело да выросло.
Загадки
1-ая загадка (воспитатель) : Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали
Стали осенью копать,
Не одну нашли, а пять. (Картофель)
2-ая загадка (1-ый ребенок) : Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом. (Редиска)
3-я загадка (2-ой ребенок) : Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
4-ая загадка (3-ий ребенок) : Ни окон, ни дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
5-ая загадка (4-ый ребенок) : Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
6-ая загадка (5-ый ребенок) : Полосатый толстячок
Отлежал себе бочок.
Нам его срывать пора,
Будет вкусная игра. (Кабачок)
Хозяюшка: Молодцы. Хорошо загадки отгадываете, а теперь посмотрим как сумеете разложить овощи по корзинам.
2) Подвижные игры-эстафеты, исполнение частушек.
2.1. Игра-эстафета «Разложи овощи»
Ход игры: Дети делятся на две команды, каждой команде дается ведерко. На другом конце комнаты в одном обруче лежат вперемешку овощи (картофель и лук). Задание каждой команде: перевезти на тележке по одному определенному овощу. 1-ая команда перевозит только картофель, 2-ая команда – только лук.
Хозяюшка: Парни на посиделках не только лапти плели, но и невест себе «выглядывали». Давайте посмотрим, как мамы своих дочерей в невесты одевают-превращают. А мальчики тем временем поглядывайте да себе невесту выбирайте.
2.2. Игра-эстафета «Наряди невесту»
Ход игры: 2-3 девочки сидят на стульях. Напротив них. На расстоянии, находятся их мамы. Возле каждой мамы на столике или стульчике лежит набор украшений: бусы, кокошник, платок.
Задание: Как можно быстрее одеть невесту (носить по одному украшению). В конце игры выводят всех девочек-невест и устраивают «Парад невест».
Хозяюшка: Какие красивые невесты, глаз невозможно оторвать! (Обращается к девочкам) А невесты что-нибудь умеют делать: прясть, ткать, вязать? (Ответы детей)
2.3. Частушки
Хозяюшка: А частушки петь умеете?
Девочки: Да! (поют хором) : Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
1-ая девочка: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2-ая девочка: Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармонь заиграла-
Я не удержалася.
3-я девочка: У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая-
Берегитесь женихи!
4-ая девочка: Ой, подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара,
Только те осталися,
Что дустом посыпалися.
5-ая девочка: Как у наших у ребят
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
6-ая девочка: Возле речки, возле быстрой
Все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно,
Но чего-то не живут!
7-ая девочка: Как Челябински ребята
Стали моде подражать.
Надели белые рубашки –
Шеи грязные видать.
8-ая девочка: Эй, топни нога,
Топни правенькая!
Все равно пойду плясать
Хоть и маленькая!
Все хором: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
3) Проведение русской народной игры «Прялица», выставка салатов, сладкий стол
Хозяюшка: Ну, что, парни, нравятся вам девочки?
Мальчики (хором) : Да, очень нравятся!
Хозяюшка: Тогда, не стесняйтесь, выходите и невесту для себя найдите!
3.1. Русская народная игра «Прялица»
Ход игры: В круг входят мальчики, а девочки вокруг них водят хоровод и поют:
Ой, ты, прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Буду прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
Девочки останавливаются и громко говорят:
- Выбирай себе невесту!
Мальчики выбирают понравившуюся девочку. И так игра продолжается пока всех девочек не разберут. Мальчики и девочки (в конце игры) парами танцуют под русские мотивы.
«Общая пляска»
3.2. «Презентация салатов»
Хозяюшка: Поиграли, попели, потанцевали, наверное, очень проголодались. Я угадала?
Дети: Да!
Хозяюшка: Давайте подойдем к «Выставке салатов». Узнаем, как эти вкусные блюда называются, из чего они приготовлены, и кто их сделал.
Дети вместе с мамами представляют свой салат: оригинальное название, оформление, из чего это блюдо приготовлено.
Хозяюшка: Дети, какие вам понравились салаты? (Ответы детей) Подходите к хозяюшкам-мастерицам, они вас угостят.
Всех приглашают на чаепитие.
Хозяюшка и 2 ребенка: Тары-бары, тары-бары,
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, плюшками,
Вкусными ватрушками!