Галина Артемьева
Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе «Знайка»
«В гостях у сказки»
Возраст: 5 – 6 лет
Форма проведения: игра – фантазия.
Вид детской деятельности : игровая - коммуникативная деятельность.
Публикация «Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Модель организации образовательного процесса: самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение связно и последовательно рассказывать по плану-схеме и модели об объекте и о предмете.
2. Продолжать закреплять умение пользоваться кругами Эйлера.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие :
1. Продолжать развивать связную речь детей.
2. Развивать самостоятельность, активность, творчество, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание действовать с разнообразным дидактическим материалом.
2. Воспитывать внимание, сообразительность, взаимопомощь и сотрудничество.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Словарная работа: перо – пёрышко; яблоня: стройная, ветвистая, тенистая, раскидистая, высокая; яблоки: сочные, румяные, наливные, аппетитные; посуда: кувшин, миска, глиняная, глубокая, высокий, коричневый, горлышко, ручка, носик, дно, стенки; модель, схема, символы, избушка; животные: клыкастый, зубастый, рыжая плутовка, серенький трусишка, длиноухий, грызун, хищник, травоядный, шерсть, линяет.
Предшествующая работа:
1. Чтение художественной литературы. Воспроизведение и пересказ простейших сказок («Репка», «Курочка-ряба», «Заюшкина избушка» и др.) с использованием простых наглядных моделей на основе геометрических фигур.
2. Социализация. Цикл дидактических игр «Скажи по-другому», «Подбери слово», «Кто больше назовет действий», «Да – нет» с использованием моделей.
3. Чтение художественной литературы. Литературные вечера: объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
4. Социализация. Создание неожиданных ситуаций с использованием аргументов и контраргументов.
5. Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Серия непосредственно-организованных событий по обогащению представлений об окружающей
6. Чтение художественной литературы. Театрализованные инсценировки сказок «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба».
7. Совместная работа с родителями. Конкурс творческих рассказов «Как я провел лето».
8. Коммуникация. Серия непосредственно-организованных событий по развитию связной речи через использование схем-моделей.
9. Художественное творчество. Продуктивная деятельность. Рисование серии сюжетных картин по сказкам «Репка», «Курочка-ряба», «Заюшкина избушка».
10. Социализация. Цикл сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Семья», «Магазин», «Салон красоты» и др.
Используемый материал:
1. Экран и проектор.
2. Конверт с видеописьмом и подсказкой.
3. Пёрышки.
4. Макеты дерева, печки, избушка Бабы-Яги.
5. Компьютерные программы игр «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки».
6. Мягкие модули.
7. Костюм Бабы-Яги.
8. Угощение.
Методические приемы:
1. Организационный момент. Получение видеописьма.
2. Встреча с яблоней. Помощь яблоне.
3. Словесное упражнение «Составление описательного рассказа по модели».
4. Встреча с печкой.
5. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
6. Словесное упражнение «Составление описательного рассказа о предмете по карте-схеме».
7. Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
8. Встреча с Бабой-Ягой.
9. Дидактическая игра «Расшифруй слова».
10. Встреча Аленушки с братцем Иванушкой.
Ход:
Организационный момент в группе.
Дети в группе получают видеописьмо. Открывают его. На экране Аленушка (девочка вся в слезах).
- Здравствуйте, ребята, у меня большое горе. На нашу деревню налетели злые гуси-лебеди и утащили с собой моего маленького братика Иванушку к Бабе – Яге. Помогите, пожалуйста! Помогите! (Девочка горько плачет).
Воспитатель обращается к детям:
- Поможем Алёнушке спасти её братца Иванушку? (Ответы детей).
- Но с чего же нам начать? Куда идти? Где искать Иванушку? В какой стороне?
Ответы, рассуждения, предположения детей.
В конверте дети находят подсказку, которая указывает где искать Иванушку.
Дети вместе с воспитателем двигаются по схеме-подсказке и попадают в музыкальный зал. Музыкальный зал оформлен в стиле русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Входят в зал и видят гостей. Здороваются.
Д и В: - Здравствуйте! Ребята, посмотрите сколько людей. Люди добрые, скажите пожалуйста, не видели ли вы, куда полетели Гуси-лебеди. (Ответы гостей).
- Ребята, посмотрите, здесь лежат перья. Чьи они? Как вы думаете? (рассуждения детей, воспитатель подытоживает - мы сможем добраться до избушки Бабы-Яги по перьям, которые обронили Гуси-лебеди).
- Вот ещё одно перо (дети дальше находят ещё перо). Вот ещё одно перо!
- Посмотрите, ребята, куда это мы пришли?
Перед детьми стоит макет дерева – яблоня с яблоками - молодая девушка в русском народном костюме.
Д - К яблоне! Здравствуй, яблонька! А не видела ли ты, куда Гуси-лебеди пролетели?
Я: - Видела, видела.
В: - Подскажи нам пожалуйста, куда они полетели? Помоги нам.
Я: - Подскажу, подскажу, помогу… Только и вы мне помогите.
Д: - Конечно, поможем! А что нам делать?
Я: - Видите, на моих веточках яблочки висят. Только тяжелые очень. Сорвите себе по яблочку.
Дети срывают яблоки. Яблонька благодарит детей за помощь.
Я: - Яблочки мои не простые. Поверните свои яблочки. Посмотрите, что на них нарисовано?
Д: - символы, схемы, модели!
Я: - Молодцы, правильно говорите. Эти схемы помогут вам рассказать обо мне.
Словесное упражнение «Составление рассказа по модели»
Цель: закреплять умение составлять небольшой
описательный рассказ с опорой на модель.
Оценку детским рассказам дает яблоня :
Я:- Молодцы, ребята. Как мне приятны ваши слова! Какие вы умные и внимательные. Как и обещала, подскажу вам, куда полетели Гуси-лебеди. Они полетели направо…Во-о-о-н туда они полетели (делает взмах ветками).
Дети благодарят Яблоньку и двигаются дальше. Кто-то из детей находит перо.
В: - Точно, правильно, в эту сторону полетели Гуси-лебеди. Вот ещё одно перо, и ещё перо… Посмотрите, кто это стоит на нашем пути?
Дети: - Это печка!
На дороге перед детьми появляется печка.
Д и В:- Здравствуй, печка!
П: - Здравствуйте ребята!
Д и В: - Печка, печка, а не видела ли ты, куда полетели Гуси-лебеди?
П: - Видела, видела!
В: - Подскажи нам, пожалуйста, куда они полетели? Помоги нам.
П: - Подскажу, подскажу и помогу! Но и вы мне помогите. Посуда у меня была хорошая, только вот вся разбилась. Посмотрите, только осколки остались. Сможете собрать её?
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: закреплять умение составлять из частей целое.
- Посмотрите, что у вас получилось?
- Кувшин и миска.
- А знаете ли вы что-нибудь о них?
- Знаем.
П: - Расскажите мне о них. А у меня для вас есть подсказка.
Словесное упражнение «Составление описательного рассказа о предмете по карте-схеме».
Цель: развивать умение детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на карту-схему с условными обозначениями.
Карта-схема появляется на экране проектора. Обращаются к печке и рассказывают о каждом предмете.
Оценку детским рассказам дает Печка.
- Молодцы, все справились. Какие вы старательные и любознательные. Как и обещала, подскажу вам, куда полетели Гуси-лебеди. Во-о-о-н туда они полетели (делает кивок головой).
Дети благодарят Печку и двигаются дальше.
В: - Посмотрите, ребята, мы с вами пришли к молочной речке с кисельными берегами (из мягких модулей).
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.
- Ой, ребята, посмотрите, куда мы с вами попали. Как вы думаете, где мы?
Ответы детей: «Наверное это Баба-Яга напускает на нас тёмную ночь… Хочет напугать нас. Вон избушка на курьих ножках. Там Баба-Яга живет. А мы не боимся!»
В: - А вы, гости дорогие, не боитесь?
Открывается дверь и выходит Баба-Яга.
БЯ: - Чую, чую, что-то русским духом пахнет. Сейчас заколдую. Ого, сколько здесь детишек… Детишек я люблю… Ты кто? (описательный рассказ ребёнка о себе).
БЯ: - А, ну-ка, отвечайте – от дела лытаете, аль дело пытаете?
Ответы детей: «Мы с добром пришли. Знаем мы, что твои Гуси-лебеди украли маленького мальчика Иванушку. Верни его, пожалуйста, сестрице Аленушке».
Подытоживает воспитатель:- Не ругайся, Баба - Яга. Верни, пожалуйста, Иванушку сестрице Аленушке.
БЯ: - Вернуть его? (Думает). Ох, вы шустрые какие… Хитрые… Вы сначала замочек мой волшебный откройте. Попробуйте, разгадайте мои шифры ( передает детям 3 схемы-модели закодированных слов: заяц, волк, лиса).
Дидактическая игра «Расшифруй слова».
Цель: отрабатывать умение отгадывать предмет по схеме-модели.
Используются круги Эйлера.
Б-Я: - Вот какие вы умные… Молодцы! Получилось у вас открыть замок. Ладно уж, сдержу слово. Эй вы, Гуси-лебеди, тащите этого Иванушку обратно к его сестрице Алёнушке! А вы можете посмотреть на встречу через мою волшебную тарелочку с голубой каёмочкой.
На экране окончание мультфильма «Гуси-лебеди». Мальчик обнимается с Алёнушкой.
Алё нушка обращается к детям:
- Спасибо, вам, ребята! Вызволили моего Иванушку. Ждите нас в гости, с гостинцами! До встречи! Скоро увидимся!