Ирина Писарева
Конспект занятия по развитию творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста — «Осеннее настроение».
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Музыкальный руководитель входит в групповую комнату с листочком в руках и говорит детям, что Осень послала на этом листочке письмо детям, в котором приглашает детей к себе в гости на праздник, который называется «Осенины». Вместе с детьми взрослые фантазируют, какой смысл заключается в этом слове, в нем должна чувствоваться палитра осенних настроений : тихая грусть, задумчивость, взрослые помогают создать атмосферу спокойного раздумья, доверительности.
Музыкальный руководитель приглашает детей в зал :
Публикация «Конспект занятия по развитию творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста — „Осеннее настроение“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- сегодня я приглашаю вас, дети, совершить прогулку в лес. Вы согласны?
(ответ детей). Давайте сначала задержимся вот здесь, на опушке. (останавливаются у картины).
- Вы слышите, как шуршит опавшая листва? («шуршит» - потирает ладонь о ладонь вместе с детьми, вы чувствуете какой воздух. Давайте наклонимся,я хочу поднять листочек, я возьму вон тот, желтенький. (все поднимают листочки, давайте понюхаем, чем он пахнет. (ответ детей : осенью, землей.)
Давайте согреем листочек в ладошках, поднесем его к сердцу, подышим на него, согреем его своим теплом и уберем листочек в карман, дома маме его покажем и засушим его, а потом, зимой, будем любоваться листочком и вспоминать нашу прогулку. Пойдемте дальше в лес. (подходят к следующей картине). А какая картина перед нами? Кто ее написал? Какая картина по настроению? Грустная или веселая? Воспитатель обобщает ответы детей :
«стоит ясная, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд, тихо падают на землю листочки: желтые, красные. Лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. А вот и дождь пошел, подставьте ему свои ладошки, давайте будем ловить капли правой рукой, затем левой, а теперь переливаем водичку из правой руки в левую, помоем руки, а а теперь прижмем прохладные ладошки к щечкам, как свежо, умоем личико оставшейся водой.
Все действия выполняются под фонограмму дождя.
Вот тучка поднялась выше, это дождь грибной, а вот она опустилась ниже – пошел дождь холодный, колючий (во время рассказа перемещает тучки по мольберту). А вы, ребята, можете сочинить музыку дождя? (несколько детей по очереди «сочиняют» музыку дождя на металлофоне или треугольнике,остальные дети угадывают теплый или холодный дождь был.
«Дождик накрапывает» - все дети на шумовых инструментах импровизируют музыку дождя.
Воспитатель: а теперь идем дальше в лес. Ой, как здесь иного деревьев!
Дети выполняют упражнение: «ветерок и ветер» - Лендлера.
Воспитатель: а вот ветер подлетел к старым деревьям (ребенок играет на ксилофоне, а вот он у березок (колокольчики, а вот он поз- доровался с осинками (металлофон). А вот ветер начал озор-
ничать, все дети одновременно играют – «сочиняют мелодию осеннего леса».
Реб. : Скучная картина, тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости осень к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
Дети расходятся по залу, исполняют «Осеннюю песню» - Григорьева,
садятся.
Воспитатель: Когда наступает осень, становится грустно, вот и художники в своих картинах (показывает) передают нам то настроение,
которое мы с вами сейчас почувствовали.
Ребята, а давайте мы с вами попробуем сочинить песенку на слова :
«улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль».
(дети по желанию сочиняют песенку».
Воспитатель: Птицы улетают, чтобы весной, с наступлением тепла,
вернуться вновь. Давайте, дети, поиграем в игру «Осенины».
(дети берут дождевые нити, треугольник)
Осенины, осенины, у дождинок именины – шуршат дождевыми нитями.
Осенины, осенины, паутинок именины – шуршат бутылками.
Осенины, осенины, разных красок именины – движения листьями.
Осенины, осенины, тихих звуков именины – все инструменты.
Воспитатель: представьте себе, что осень своей волшебной палочкой
раскрасила нашу гирлянду (показывает на осеннюю гирлянду из листьев) : какая красота, все горит золотыми красками.
1 реб. : Погляди, какие дни стоят,
Ветер спит на бугорке,
Ходит осень золотистая,
Ходит с красками в руке.
2 реб. : И в лесах растенья разные –
От травинки до листа
Перекрашивает в красные,
Или желтые цвета.
3 реб. : А потом берет художница,
Бросив краски на траву,
В руки невидимки - ножницы
И стрижет, стрижет листву.
4 реб. : И приходишь утром в садик ты
По широкому двору
Как по вытканному золотом
Драгоценному ковру.
Воспитатель: а сейчас, ребята, выразите свое настроение в рисунках.
Звучит «Октябрь» П. И. Чайковского, дети рисуют.
По окончании воспитатели оформляют выставку рисунков.
Обучающие задачи:
- слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения;
- слышать и различать приемы звукоизвлечения (легато, стаккато);
Развивающие задачи :
- развивать творческое воображение посредством музыкально – ритми-
ческих движений,
- побуждать импровизировать на заданный текст;
- эмоционально передавать через движения музыкальные образы;
- развивать чувство ритма;
- развивать межпредметные связи (музыка, литература, рисование).
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства: любовь к природе родного края, умение понимать ее красоту; улавливать настроение, вызванное той или иной картиной природы. Учить чувствовать настроение, передаваемое художниками, композиторами, поэтами в произведениях о природе и выражать свое настроение в движении, пении, рисунках.
Методическое обеспечение:
- музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, треугольник, колокольчики, погремушки, палочки,
- фонограмма дождя4
- фонограмма пьесы «Октябрь»;
- гирлянда из осенних листьев;
- бумага, краски, карандаши, стаканчики с водой;
- картины художников с осенними пейзажами :
- мольберты;
- листочки осенние.