Татьяна Царёва
Конспект путешествия по карте на тему «Полезные ископаемые Жигулёвских гор» (для детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Полезные ископаемые Жигулёвских гор»
(для детей 6-7 лет)
Вид путешествия : путешествие по карте.
Образовательные задачи:
– Закрепить представления дошкольников о полезных ископаемых Самарской области (уголь, нефть. природный газ, каменная соль, песок, известняк).
– Обогатить знания детей о способах добычи полезных ископаемых.
Публикация «Конспект путешествия по карте на тему „Полезные ископаемые Жигулёвских гор“ (для детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Жигулёвск, мой город
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
– Уточнить представления о свойствах полезных ископаемых.
– Формировать умение пользоваться приборами для исследования состава песка, угля, известняка.
– Формировать умение взаимодействовать в коллективе, развивать словарь.
– Развивать сенсорные ощущения и интерес к богатствам родного края.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на происходящее в процессе экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: карта ископаемых Самарской области; карточки с символами полезных ископаемых; контурная карта Самарской области и простые карандаши на каждого ребенка; интерактивная доска, ноутбук, презентация «Добыча и использование полезных ископаемых», видео «Жигулевские горы», емкости с водой, молоточки, песок, кусочки угля, известняка, халаты и перчатки на каждого ребёнка.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этапы Содержание деятельности Методические указания
Мотивационно-целевой В. : Ребята, посмотрите, что я вам принесла (тубус).
Д. : Труба
В. : Это футляр в форме трубы, он называется тубус.
В. : Что там может быть?
Д. : Бумага, карта, свиток.
В. : Ребята, скажите, в какие цвета и почему закрашена карта Самарской области?
Д. : Зеленые – это леса, голубые – реки и озера, а коричневые – это горы.
В. : Как называются наши горы?
Д. : Наши горы называются - Жигулевские
В. : Сейчас я вам предлагаю отправиться в одно из красивейших и интересных мест нашей Самарской области.
При затруднении воспитатель достает карту, и дети говорят, что это карта.
В. : Это не просто карта, это карта Самарской области. Давайте рассмотрим ее.
Проектировочно-организа-ционный Показ видео фрагмента «Жигулёвские горы»
В. : Чем богаты Жигулёвские горы?
Д. : Лесами, животными, птицами, ягодами, грибами.
В. : Но есть еще скрытые богатства, которые находятся внутри. Какие у вас есть предположения?
Д. : Камни, золото, песок, глина.
В. : В наших горах нет золота, но там есть другие полезные ископаемые
Воспитатель поясняет: Наши горы могучие, величавые, овеянные тайнами и легендами. И такие же интересные названия вершин этих гор: Молодецкий курган, Девья гора, Верблюд, Лепёшка, Стрельная, Могутова.
Содержательный
Воспитатель предлагает детям рассмотреть экспонаты: известняк, уголь, песок.
В. : А вы что-нибудь знаете об этих экспонатах?
Д. : Нет.
В. : У нас есть возможность попасть в лабораторию, где мы откроем тайны этого камня.
Давайте познакомимся с их свойствами.
В. : Что мы можем сказать о них, если внимательно рассмотрим их со всех сторон?
Дети высказывают свои предположения.
В. : Чтобы более полно ответить на вопрос я предлагаю провести эксперимент. (Дети ударяют молоточком, легко разбивают уголь и известняк на мелкие кусочки).
Что мы увидели?
Д. : уголь и известняк твердые, но хрупкие
В. : Как вы думаете, для чего тут стоит вода?
Д. : Мы можем опустить кусочек угля, кусочек известняка, ложку песка в сосуды с водой.
Дети выполняют, размешивают и сообщают что уголь не растворился, но вода окрасилась в черный цвет, известняк полностью растворился и вода стала мутной, песок опустился на дно.
В. : Ребята, мы привыкли видеть горы высокие, величественные, а состоят горы из маленьких камешков. Предлагаю вам превратиться в камешки.
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию об использовании угля, песка, известняка в промышлености и в быту.
Закрепляющая беседа об использовании полезных ископаемых Воспитатель для проведения исследования пройти в импровизированную лабораторию. Дети проходят, одевают халаты и перчатки.
Воспитатель, выслушав ответы детей, делает вывод, что уголь это камень твердый на ощупь, черного цвета.
Воспитатель подытоживает, что уголь частично растворяется в воде, известняк полностью растворяется, а песок не растворяется совсем.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Оценочно-рефлексивный
Воспитатель предлагает детям обозначить на контурных картах Самарской области места добычи песка, известняка и угля
Воспитатель предлагает детям во время прогулки провести конкурс рисунков мелом на асфальте. Воспитатель напоминает, какими символами обозначаются данные ископаемые.
Воспитатель напоминает, что мел делают из известняка.