Надежда Волкова
Конспект психологического занятия «Подготовка к школе»
▼ Скачать
Цель: создание условий для формирования у детей психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Сплотить группу, развивать умение выступать публично.
2. Развивать навыки вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения,
3. Развивать эмоциональную сферу детей. Обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развивать память, внимание, воображение.
5. Развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект психологического занятия „Подготовка к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
6. Развивать произвольность психических процессов.
Материалы: цветные карандаши, пиктограмма «Страх», бланки с заданиями для детей
1. Приветствие. Упражнение “Искорка дружбы”
Дети стоят в кругу и держатся за руки. Педагог-психолог предлагает с помощью легкого нажатия на ладонь, передать по кругу от ребенка к ребенку, до возвращения обратно к психологу, «искорку дружбы».
2. Упражнение “Снеговики”
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и представить, что они снеговики.
Психолог : «Представьте, что вы снеговики, у которых есть голова, туловище, две руки, и две крепкие ноги. Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стал наш снеговик замерзать. Сначала у него замерзла голова (попросить детей, напрячь голову и шею, а потом плечи (дети напрягают плечи, потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (дети сильно напрягают ноги, и не удалось ветру разрушить его.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начал снеговик таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову, потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи, потом руки (мягко опускаются руки, потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед, а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
3. Задание на листочках
Цель: развитие логического мышления, внимания
3. Игра: “Медвежонок”
Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости пришел медвежонок, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы ему понравилось в гостях, и он захотел вернуться к ним снова.
Ведущий предлагает детям игрушку медвежонка и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
4. Задание «Корректурная проба»
Цель: упражнение для развития избирательной направленности
внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
5. Игра: «Запомни и назови»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Дети стоят в кругу, ведущий просит внимательно посмотреть друг на друга и запомнить – кто во что одет. Затем просит детей повернуться спиной к центру круга и по очереди ведущий задает вопрос одному из детей, например, «Катя, вспомни во что одета Маша?»
6. Физкультминутка «Здравствуй, лес!» (Слова сопровождаются движениями)
Психолог :
Здравствуй лес, чудесный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится, то ли зверь, а то ли птица?
Дружно по лесу идем – повстречался водоем.
Прыгать все мы умеем – прыгать будем мы смелее!
Раз, два, раз, два – позади уже вода!
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем!
Ветер дует тише-тише, деревцо все выше-выше,
Раз-два, раз-два, вот закончилась игра,
Сказку слушать нам пора!
7. Сказка «Смешные страхи».
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно — в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» — произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за Учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.
— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
— Кто тебя так напугал? — забеспокоился Учитель.
— Бра-братишка. — ответил Зайчонок, — он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
— А что еще рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Еж.
— Он говорил. — уже смелее произнес Зайчик, — что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
— Да, твой братишка — фантазер! — с улыбкой сказал Учитель-Еж. — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
— Наверное. — уже спокойно отвечал Зайчонок, — еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнил Учитель.
— Очень! — радостно ответил Зайчонок.
— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене будешь помогать организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
После того, как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
8. Упражнение «Смешные страхи».
Попытайтесь нарисовать свой страх.
9. Гимнастика для лица
Психолог предлагает сесть поудобнее: ноги твердо поставить на пол, выпрямить спину.
— Начинаем гимнастику, но не простую, а мимическую. Мы будем выполнять упражнения для лица.
Упражнение 1. Поднять брови вверх, сморщить лоб (удивиться); нахмурить брови (выразить недовольство).
Упражнение 2. Наморщить нос, расслабить.
Упражнение 3. Раздуть ноздри, расслабить их.
Упражнение 4 «Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» (как при произнесении звука [у], выдержать положение 2—3 секунды, расслабить губы.
Упражнение 5 «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно, и сильно-сильно сжать (закрыть рот на замочек). Расслабить губы.
Упражнение 6 «Лягушки». Растянуть губы (как при произнесении звука [и]). Расслабить губы.
Упражнение 7 «Орешек». Представить, что нужно разгрызть твердый орешек. Крепко сжать зубы, напрячь челюсти. Разжать челюсти, немного приоткрыть рот.
10. Задание «Скопируй по точкам»
Цель: развитие графических навыков и мелкой моторики
11. Развитие мышления
Игра «Вопрос — ответ»
Психолог задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.
• Как в школе нужно обращаться к учительнице?
• Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?
• Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?
• Что такое урок?
• Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
• Для чего нужна перемена?
• Как в школе называется комната, где учатся дети?
• Как в школе называется стол, за которым дети сидят?
• Где пишет учитель, когда объясняет задание?
• Что такое отметка?
• Какие отметки плохие, а какие хорошие?
• Что такое каникулы?
• Какие бывают каникулы?
Рефлексия
Игра «Бывает, не бывает».
Психолог : «В конце нашего занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бывает, не бывает». Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что же бывает, а чего не бывает в школе. (например, кричать на уроке, поднимать руку, когда хочешь ответить и т. д.) Если я говорю правду — вы хлопаете 1 раз в ладоши, если неправду — вы топаете 1 раз ногой».
На этом наше занятие завершается. До свидания!