Игнатова Ольга
Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности всех детей 5–6 лет «Сюрпризы Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности всех детей 5-6 лет
Тема ООД: Занятие-фантазия «Сюрпризы Деда Мороза».
Цель: Способствовать развитию речи детей, как средству общения и культуры
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности всех детей 5–6 лет „Сюрпризы Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умения детей понимать и создавать самим образные характеристики объектов с помощью символов, опорных схем, моделей.
• Упражнять в составлении текстов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.
• Способствовать развитию общей речевой компетентности детей
• Воспитывать способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная.
Словарная работа:
Волшебник, волшебство, заклинание, жетоны, символы, закладка, сюрприз, блестящий, звенящий, топорёнок, избёнка.
Материалы и оборудование.
Волшебная книга Деда Мороза;
Жетоны – снежинки;
Зарисовки загадок;
Волшебные закладки для книги с указаниями заданий;
Силуэтные изображения волшебников Музыки, Солнца, Цвета, Оживления – окаменения, Холода.
Сюжетные картинки – 4. Подставки под них.
Картон, цветная бумага, кусочки ткани и другой бросовый материал для составления коллажа.
Столы, стулья (детские)
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Скоро Новый год»
- Чтение А. Ткаченко «История Новогодней ёлки»
- Работа с карточками «Скоро, скоро Новый год»
- Заучивание наизусть стихов к Новогоднему утреннику.
Ход занятия
Воспитатель: (подходит к детям, в руках волшебная книга Деда Мороза).
Дети, сейчас все люди на планете живут ожиданием праздника. А вы ждёте праздник? Какой?
(воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Что для вас значит этот праздник?
Да, дети, скоро Новый год, елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, сказка, волшебство!
Вот, кстати, волшебство уже началось. Видите, что у меня в руках?
Да, это волшебная книга. Откуда она взялась? Как вы думаете? (обсуждают все предположения)
Воспитатель: Я тоже думаю, что это Дед Мороз прислал. Я шла сейчас на занятие….и вдруг. у меня в руках оказалась книга. Попробуем ее открыть?
(Дети и воспитатель пробуют открыть книгу, книга не открывается).
Воспитатель: Не открывается? Дети, давайте вспомним, как герои сказок заставляли работать волшебные предметы. Например, как Емеля заставлял печку ездить?
Правильно дети, нужно сказать волшебные слова.
Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Волшебные слова»
Вспомним и произнесем все заклинания, которые мы знаем из сказок. За каждое заклинание берем жетон вот из этой коробочки и опускаем вот в это отверстие в волшебной книге. Может тогда она откроется?
(Дети и воспитатель играют в игру).
Воспитатель: Дети, все жетоны опустили, сейчас книга должна открыться.
(Воспитатель и дети опять пробуют открыть книгу.
Из книги выпадает закладка, на которой символами обозначены дальнейшие действия детей и педагога, высыпаются карточки с зарисовками загадок.)
Воспитатель: Дети, вы, знаете, что это такое и что с этим делать?
(Вместе рассматривают и обсуждают возникшую проблему).
Воспитатель: Дети, я догадалась, это записанные символами загадки. Посмотрите на мою карточку. Видите? Нарисованы руки, и перечеркнуты, топор - тоже, рядом избушка.
Какая загадка записана? Да, «Без рук, без топорёнка построена избенка».
Сейчас мы читаем по рисункам загадки и отгадываем их. Вы обязательно с этим справитесь. Вот тогда уж наверняка волшебная книга откроется.
(Воспитатель и дети отгадывают загадки.)
Воспитатель: Дети, вы молодцы, у вас здорово получилось, а давайте теперь мы Деду Морозу загадку загадаем, да не простую, всем известную, а ту которую сами сочиним.
Воспитатель и дети подходят к доске, на доске нарисована таблица.
КАКОЙ? ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?
Воспитатель: Про что будет наша загадка? Ну, давайте про елочный шарик.
Какой шарик по цвету? Хорошо, пусть будет блестящим. Отмечаем в первой строчке левой части таблицы (можно кусочком бумаги блестящего цвета)
Какой он по форме? Действительно, круглый. Отмечаем, на второй строчке таблицы. (Помещают кусочек бумаги круглой формы или рисуют мелом кружок).
Какой шарик по действиям? Что он может делать? Какие действия производить?
Качающийся, звенящий? Лучше подойдет, я думаю, звенящий. Заполняем третью строчку таблицы. (Помещают или рисуют силуэт звонка).
А сейчас мы с помощью картинок запишем в правой части таблицы сравнения по всем перечисленным признакам. Что еще бывает блестящим? Хорошо, пусть будет самовар. Что бывает таким же круглым? Звенящим?
А вот теперь мы вставим между строчками левого и правого столбца слово КАК или НО НЕ, то у нас получится загадка. Пробуем?
Воспитатель и дети читают:
-Блестящий как самовар, круглый как колесо, звенящий, но не звонок.
Вот какую замечательную загадку мы сочинили.
Теперь книга должна открыться. (Пробуют открыть, выпадает очередная закладка).
Воспитатель: Очередной сюрприз Деда Мороза. Что за испытание он приготовил нам на этот раз? (Рассматривают значки на закладке. В соответствии с указаниями направляются к столику с различными новогодними предметами).
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «ДА – НЕТ». Я загадаю один из предметов, расположенных на этом столе, а вы попытаетесь узнать его, задавая мне вопросы, про этот предмет. Внимание! Вопросы не должны называть сам предмет, только его признаки или качества или действия и предполагать только один ответ «ДА» или «НЕТ»
(По окончанию игры опять пытаются открыть книгу, из книги выпадает очередная закладка, а из закладки - фигурки волшебников) Знаете, кто это? Да, это Волшебники, но не обычные, видите они все разные.
Вот это какой Волшебник? Как вы считаете? Обратите внимание, что у него в руках?
Дети, наверное, это последнее испытание. Читаем схему наших дальнейших действий. Что здесь нам предписано на закладке? Работаем с картинами, работаем по два человека, каждой паре помогает один Волшебник. Сережа, Катя, вам какой Волшебник будет помогать? Волшебник Солнца! Хорошо. А Ирине и Пете? Волшебник Холода.
Дети, нам надо внимательно рассмотреть картину, а потом представить, что случится, если в ней появится Волшебник и рассказать об этом.
Катя, Сережа, какие события изображены на вашей картине, что происходит? Да, дети убирают в уголке природы. А что может произойти, когда появится Волшебник Холода? Расскажите.
(Когда дети расскажут свои фантастические истории, они опять попытаются открыть книгу, откуда выпадет последняя закладка, согласно ее указаниям дети составляют новогодний коллаж. Книга, наконец, открывается, и дети получают ожидаемый сюрприз).
Литература:
Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников. (https://www.trizminsk.org/e/260025)