Виктория Харланова
Конспект проведения познавательно-речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения познавательно – речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»
Предварительная работа: наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций с изображением разных времен года, дидактическая игра «Когда это бывает»
Задачи:
1. Закрепить знания детей о временах года, о характерных признаках для каждого времени года.
2. Продолжать учить составлять сложносочиненные предложения.
Публикация «Конспект проведения познавательно-речевого занятия в старшей группе „Как дружили Листок и Ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Активизировать словарь детей словами-определениями характеризующими явления природы (знойная, лютая)
4. Учить устанавливать логику событий при слушании литературного произведения, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
5. Воспитывать культуру общения в процессе диалога.
Ход занятия:
«Ветер дует, задувает
Листья с дерева срывает,
Листья под ноги летят,
И шуршат, шуршат, шуршат».
-Вот и к нам на занятие ветер принес листок. Какой он, с какого дерева? (Березовый)
-Этот листок непростой, он из сказки. А вы хотите узнать из какой он сказки?
-Ребята мне листик сказал, что расскажет свою историю, если вы ему расскажите все, что знаете о временах года.
-Помните мы с вами читали сказку «Старик-Годовик», кто герои этой сказки? (Времена года)
-Какие времена года? Давайте покажем Листочку эту сказку.
-Кто хочет быть Стариком-Годовиком, кто будет временами года?
Воспитатель раздает детям нагрудные знаки.
-Слушай и смотри Листок, эта сказка тебе многое расскажет.
Дети разыгрывают сценку из сказки.
-Спосибо дети, присаживайтесь.
-Что за тройки птиц вылетали из рукава Ст. -Годовика? (Времена года)
-Какие? Почему они вылетали по три птицы в каждом времени года?
(В каждом времени года три месяца) Верно, а сейчас какое время года?
(По календарю осень поздняя, а за окном лежит снег- зима. - Почему?
(Живем на Севере и зима наступает рано).
- Молодцы, Листику понравилась сказка он много интересного узнал. А теперь он хочет поиграть с вами.
ФИЗМИНУТКА
Ветер щеки толстые надул,
На деревья пестрые подул.
Красный, желтый, золотой
Облетает лист цветной,
Как обидно, как обидно,
Листьев нет, лишь ветки видно.
Листику понравилось с вами играть, он еще приготовил одну игру называется она «Какая зима,весна, лето, осень»
Воспитатель бросает детям мяч и спрашивает : - Осень какая?
(Золотая, багряная, урожайная, ягодная).
-Зима, какая? (Снежная, краснощекая, морозная).
-Весна, какая? (Ранняя, долгожданная, звонкая). - Лето какое? (Знойное, душистое).
-Молодцы к каждому времени года нашли красивые слова. Садитесь.
-Ребята, Листок спрашивает как узнать, что это наступила весна а не осень?
(У каждого времени года есть свои приметы)
-Давайте ему расскажем эти приметы. Я расскажу о летних явлениях, а вы о зимних, готовы? Назвав правильный ответ дети выставляют картинки.
-Летом земля покрыта зеленой, сочной травой. А зимой?
(Зимой земля покрыта белым, пушистым снегом).
-Летом на деревьях растут зеленые листья. А зимой?
(Зимой деревья стоят без листьев, на ветках лежит снег)
-Летом в озерах и реках вода теплая, и них можно купаться. А зимой?
(Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом).
-Летом люди катаются на велосипедах. А зимой?
(Зимой люди катаются на лыжах, коньках).
- А теперь я расскажу про весну, а вы про осень.
-Весной набухают почки и распускаются листья. А осенью?
(Осенью листья желтеют и опадают)
-Весной птицы прилетают с юга и вьют гнезда.
(Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
-Весной на грядках высаживают рассаду.
(Осенью с грядок собирают урожай овощей).
-Умницы! Теперь Листок ты знаешь, что происходит с природой в разные
времена года.
-Ребята, а у вас какое самое любимое время года? (Лето)
-А давайте представим себе лето.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
-Встаньте в круг, закройте глаза, почувствуйте ласковое солнышко, теплый ветерок, а теперь откройте глаза:
Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)
Теперь на небо, там птички летят (вверх)
Внизу по травке жук ползет (вниз)
А слева деревце растет (налево)
Направо- алые цветы (направо)
Закрыв глаза, понюхай ты,
Над ними бабочка кружит (круговые вращения)
И мохнатый шмель жужжит.
-Присаживайтесь. А теперь пришло время рассказать сказку про нашего гостя. Она называется «Как дружили Листок и Ветерок»
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке.
Вопросы:
-Понравилась вам сказка, какая она? (Интересная, добрая, светлая)
-В какое время и где появился Листок? (В мае,на верхушке березы)
-Что можно сказать о молодых листьях березы? (Листья березы весной были юные и зеленые)
-Как изменилась листва с приходом лета? (Солнце пригревало, листья подрастали и превратились в пышную листву)
-С кем познакомился Листок? (С Ветерком)
-Что интересного показал Ветерок Листику? (Он показал ему разноцветную радугу; собирал птиц, они распевали на ветках березы веселые песни; пригонял белые, пушистые облака, ими любовался Листок)
-Какие изменения заметил в природе Листок с приходом осени? (Ночи стали прохладными, солнце перестало быть ласковым, птицы стали собираться в стаи)
-Как сам Листок менялся с приходом осени? (Сначала он пожелтел по краям, затем сменил зеленый цвет на желтый)
-Как вы думаете почему Ветерок сказал Листику, ему пора отправляться в дорогу? (Наступила осень, осенью листья опадают их подхватывает ветер они летят и путешествуют)
-Что успел увидеть Листок во время путешествия? (Он проводил улетающих птиц, поплавал по реке, увидел бескрайние поля, высокие горы)
-Как Листок попал к Аленке? (Листок прилетел на окно, девочка заметила какой он красивый и они с дедушкой решили его взять в дом)
-Почему Ветерок оставил своего друга у людей (Скоро зима пожалует и Листок бы замерз, а у людей ему будет хорошо)
-Вот какую интересную сказку вы послушали, что вы можете сказать о Листке, какой он был? (Веселый,любопытный, любознательный, смелый, бесстрашный, доверчивый, мечтательный)
- А давайте нарисуем Листочку в подарок его портрет, каким он был весной, летом,осенью.
Воспитатель раздает детям контуры деревьев: три дерева на листе, дети дорисовывают листья.
Сказка «Как дружили Листок и Ветерок» В. Железнова
Теплым майским днем на верхушке стройной березы появился первый, совсем маленький зеленый Листок. Он огляделся по сторонам и увидел, как на соседних ветках из раскрывающихся почек выглядывают точно такие же листики. Прошло несколько дней и все ветви дерева зазеленели. Береза осмотрела свой наряд и осталась довольна.
С каждым днем Листок и его братья, согреваемые солнцем, потихоньку подрастали. И совсем скоро березовые ветви скрылись в густой пышной листве. Наступило лето. Листочку очень понравилась эта теплая пора. Именно тогда он и познакомился с Ветерком – веселым шалунишкой, непоседой и фантазером. Не было и дня, чтобы он не прилетал в гости к Листочку с интересными новостями. Когда на небе появлялась ворчливая косматая туча и начинала поливать все прохладным дождем, Листочек дрожал от сырости. Ветерок быстро приходил на помощь приятелю, прогонял тучу в лес, а затем устраивал для Листочка представление. Он растягивал по голубому небосводу разноцветную радугу, собирал пернатых солистов, и те, устроившись на ветках березы, распевали свои песни до самого заката. Но больше всего Листок любил рассматривать проплывающие облака, которые приносил издалека Ветерок, Листок любовался их красотой и мечтал о путешествиях.
-Когда – нибудь я возьму тебя с собой, - обещал ему Ветерок.
- Скажи, когда?
- Ты сам поймешь, что пора в путь – загадочно шептал Ветерок.
Время шло. Вскоре Листок стал замечать, что ночи становятся холоднее, а солнце перестает быть ласковым и теплым. Птицы засуетились и стали собираться в стаи. Однажды проснувшись утром, Листок вдруг обнаружил, что слегка пожелтел по краям.
- Что это со мной происходит? – удивился он.
-Это сударыня Осень в гости пожаловала – сообщила тетушка Сорока. Листочек с интересом наблюдал кА все деревья в лесу стали примерять разноцветные наряды. Следуя осенней моде, береза сменила зеленый наряд на желтый. Листок привык к своему яркому костюму, огорчало только ненастье, которое принесла с собой осень. Бедняга дрожал с утра до вечера, видел во сне своего друга и не мог понять, почему Ветерок больше не прилетает.
Как-то раз выдался погожий денек. Листок раскачивался на ветке, наслаждаясь теплом. Вдруг он услышал знакомый смех. Это был Ветерок.
- Я прилетел за тобой, собирайся в дорогу!
Листок попрощался с братьями, и смело отцепился от ветки. Ветерок закружил его над лесом. Сначала они проводили улетающих птиц. Потом Ветерок показал бескрайние поля и высокие горы. Они поиграли в салки с облаками и даже немного поплавали в реке. К вечеру добрались до домика лесничего. Листок никогда не видел жилища людей, он слетел к окну и стал рассматривать комнату. Тут к окошку подошла девочка, она заметила березовый листок и с интересом стала его рассматривать.
- Дедушка, смотри какой красивый листок!
- И вправду хорош, Аленка принимай гостя. Пусть перезимует с нами. Девочка протянула руку, и листок очутился в теплых детских ладошках.
- Будешь жить в моей любимой книге, вместе мы прочтем много интересных сказок. Листочек молча согласился. Ночью, когда люди уснули Ветерок пробрался в комнату, осторожно перелистав страницы книги, он нашел своего друга мирно спавшим среди ярких картинок.
- Прощай Листок! Пусть твое путешествие благополучно завершиться в этом уютном доме,- и улетел искать пристанище в далеких теплых краях до весны…